Создавать условия для развития позновательного интереса,приобщение детей старшего дошкольного возраста культуре и быту донского края.Воспитывать чувство гордости и уважения донским казакам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по реке донского края"»
Конспект занятия «Путешествие по реке донского края»
Цель: создать условия для развития познавательного интереса через приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту донского края, воспитывать чувство гордости и уважения к донским казакам.
Предполагаемый результат:
У детей появится познавательный интерес к историческому прошлому донских казаков, познакомятся с предметами старины, узнают об их назначении и запомнят их названия, будут гордиться своими историческими корнями.
Задачи:
Образовательная
Создать условия для активизации словарного запаса, готовности рассуждать, высказывать свои мысли, посредством использования вопросов к детям.
Развивающая
Развивать временные представления (прошлое, настоящее) и познавательный интерес к предметам старины, посредством ознакомления с новыми предметами: балясина, керосиновая лампа, стиральная доска, способность рассуждать на основе сравнительного анализа, высказывать свою точку зрения.
Воспитательная
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к историческому прошлому донских казаков и их быту.
Методы
Наглядные (рассматривание)
Словесные (диалог с постановкой вопроса, требующего рассуждения или объяснения, пояснение)
Игровые (сюрпризный момент, игровые упражнения)
Практический (самостоятельные действия с предметами старины, наклеивание картинок, исполнение казачьей песни «Пчёлочка»)
Организация детей подгруппой, самостоятельная работа.
Активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации)
Обучение (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса (курень, ухват, чугун, коромысло, прялка, керосиновая лампа, рубель,смена деятельности детей, использование наглядного материала,
Материалы и оборудование
Казачьи костюмы
Лист белой бумаги
Картинки с изображением быта прошлого и настоящего времени
Клеящие карандаши
Предварительная работа
Разучивание казачьей песни «Пчёлочка»
Рассматривание карты Ростовской области
Беседы о жизни казаков, их традициях и быте
Разучивание подвижной игры «Вокруг куреня»
Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о донских казаках
Педагог. Сегодня мы выглядим необычно. Что же необычного в нас?
Дети. Мы одеты в красивые казачьи костюмы.
Педагог. Чем тебе (имя ребёнка) нравиться костюм? (вопрос к каждому ребёнку)
Дети. Высказывают своё мнение (красивые, нарядные, юбки пышные с оборками, на кофточках тоже оборки, ремни на брюках, фуражка красивая и т. д.)
Педагог. Можем ли мы в казачьих костюмах ходить каждый день?
Дети. Нет! Так ходили в старину.
Педагог. Но вы сказали, что она красивая, нарядная и самое главное нравится вам.
Дети. Нам в ней будет неудобно, сейчас у нас много другой одежды, современной, удобной для игры, спорта.
Педагог. Оказывается, что с течением времени, меняются не только люди, но и их одежда, предметы быта, песни. Мы, живущие в настоящем времени на Дону, казаки и казачки, и мы всегда должны помнить и уважать обычаи и традиции донских казаков.
Эти казачьи костюмы помогут нам сегодня совершить путешествие в прошлое и почувствовать себя казаками и казачками.
На чём мы будем путешествовать?
Дети. Предлагают свои варианты (на поезде, самолёте, автобусе, машине, пешком).
Педагог. Обобщает ответы детей и говорит о том, что путешествовать им поможет волшебный экран. Потому что он может перемещаться из одного времени в другое. Возьмите стульчики и усаживайтесь перед волшебным экраном поудобнее.
На экране появляется карта Ростовской области.
Педагог. Волшебный экран показывает нм место, где будет проходить наше путешествие. Знакомо ли оно вам?
Дети. Говорят, что видят карту Ростовской области, Донского края, на карте много городов, есть наш город Новочеркасск, столица донского казачества.
Педагог. Мы видим, как выглядит наш город сейчас. Расскажите, что вы видите?
На экране меняются слайды с фотографиями города.
Дети. Рассказывают, что видят современные многоэтажные дома, асфальтированные дороги, ледовый дворец, кинотеатр «Космос» с фонтанами, памятник Ю. Гагарину.
Волшебный экран меняет картинку на прошлое – появляется курень.
Педагог. Вы догадались в каком времени мы оказались и почему вы так думаете?
Дети. Мы оказались в прошлом, потому что видим курень. В них раньше на Дону жили вольные казаки.
Педагог. Что вы можете рассказать о курене?
Дети. Курень строился ближе к Дону и на сваях, чтобы его не затопило во время разлива Дона. Крышу делали из соломы или камыша.
Педагог. Вокруг дома строили веранду, она называлась «балясина». Её строили для того, чтобы во время разлива Дона лодки могли причаливать прямо к дому.
Маленькие казачата любили играть в игру «Вокруг куреня» Хотите поиграть?
Проводится подвижная игра «Вокруг куреня».
Педагог. В куренях было две комнаты. Одна была кухня, другая горница. Я вам предлагаю побывать в такой горнице и больше узнать о жизни наших предков.
Дети переходят в импровизированную горницу.
В ходе рассматривания экспонатов в горнице, идёт беседа о предметах старины: Как называлась посуда, в которой готовили казаки, и из чего она сделана? Какие ложки они использовали для еды и почему? Какие ложки используют в наше время? В чём преимущество деревянной или железной ложки? Каким утюгом гладили раньше? Каким утюгом мама гладит сейчас? В чём преимущество электрического утюга? и т. д.
Дети. Дают ответы - рассуждения.
Педагог. Есть ли новые экспонаты в нашем музее? Какие?
Дети. (показывают на керосиновую лампу и стиральную доску).
Педагог. Называет и обозначает назначение этих предметов.
Что ещё можно было использовать для освещения?
Дети. Свечи. Когда нет света, мы тоже зажигаем свечи.
Педагог. Что такое свет?
Дети. Это когда горит электрическая лампочка. Когда есть электричество.
Педагог. Предлагает детям подействовать с предметами старины: ухватом поднять чугунок, утюгом погладить, имитировать еду деревянной ложкой, писать перьевой ложкой, нести вёдра на коромысле.
Педагог. (Показывает на прялку): Кто из вас знает, что это за предмет? Расскажите о нём.
Дети. Это прялка, на ней в старину пряли пряжу. Из пряжи вязали носки и одежду.
Педагог. Когда казачки пряли пряжу, у них уставали руки и глаза от плохого освещения.
Что бы вы посоветовали делать казачкам, чтобы у них не болели глаза?
Дети. Мы делаем гимнастику для глаз, поэтому предложили бы и им делать такую зарядку.
Педагог. Давайте задуем керосиновую лампу, а потом сделаем гимнастику для глаз.
Проводится дыхательная гимнастика.
Затем выполняется гимнастика для глаз.
Педагог. Ребята, мы с вами побывали в разных временных остановках, каких?
Дети. В прошлом и настоящем.
Педагог. В каком времени мы с вами ещё не были?
Дети. Мы не были в будущем.
Педагог. Побываем в будущем в следующий раз. Мы с вами убедились, что время течёт, как река, и меняет всё вокруг от прошлого к настоящему и к будущему.
Давайте вместе попробуем сделать реку времени. Как вы думаете, что нам для этого потребуется?
Дети. Бумага карандаши.
Педагог. А как же мы будем делать, чтобы всем было понятно, что это река времени?
Дети. Можно часы нарисовать, можно нарисовать, как будто по реке плывут месяцы и года (можно услышать очень много творческих разнообразных предложений).
Педагог. Молодцы! Очень интересные предложения, но я прошу вас обратить внимание
на картинки, которые лежат у вас на столе. Что на них изображено?
Дети. На картинках нарисованы предметы старины и настоящего времени.
Педагог. Как можно нарисовать реку времени, используя эти картинки? Вспомните, как время течёт?
Дети. Время течёт от прошлого к настоящему и в будущее. Дети высказывают свои предположения, приходят к выводу: сначала нужно нарисовать реку, а потом приклеивать картинки от предметов старины до современных предметов, как будто они плывут по реке.
Педагог. Для того, чтобы лучше работали пальчики, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (сцепить пальцы рук,
Кто его открыть бы мог (пожать плечами)
Потянули, покрутили (потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)
Постучали и открыли (постучать основанием кистей друг о друге и развести кисти в стороны).
Дети и педагог делают реку времени.
Педагог. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы такие же трудолюбивые, добрые, умные, как казаки, которые жили раньше на нашей донской земле. Казаки ещё любили шутить и петь песни, а вы?
Дети. Мы тоже любим петь и веселиться и знаем казачьи песни.
Дети и воспитатель исполняют казачью песню «Пчёлочка».
Рефлексия
Педагог. Вот и подошёл конец нашему воображаемому путешествию. В заключении мне хочется сказать вам, что крепко любили казаки свой край, сложили много песен и пословиц о своей малой родине, а вы какие из них знаете?
Дети говорят пословицы и поговорки донских казаков.
Рефлексия:
Педагог. Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? С какими новыми казачьими словами вы познакомились? Что узнали?