Создание условий для позновательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Формировать представление детей об истории своей малой Родины
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, горница, саман, чугунок, коромысло, ухват, узвар, нагайка.
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области; посещение библиотеки; встреча с казаками села Дубовского; разучивание казачьих игр, пословиц; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление мини-музея, макета «Казачий дворик», изготовление фотоальбома «Казачество на Дону». Чтение народных казачьих сказок, а также авторских (Пётр Лебеденко «Сказки Тихого Дона»).
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа, продуктивная деятельность.
Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы; символика Все великого Войска Донского; игрушечные кони; рушник; солёное тесто для изготовления вареников.
Ход занятия
Педагог: Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее,
А в полях серебристый ковыль.
Вы бывали на юге России
Где станицы у самой реки?
Там рассветы такие красивые
И седлают коней казаки.
Дети входят в зал под казачьи напевы
Казак 1: Здорово дневали, земляки!
(После паузы).
Казак 1: Не понял?! Здравствоваться не хотите, али не знаете как?
Казачка 1: Ну, полно, полно тебе, ишь разбушевался! Ну откуда им, современным людям, знать казачьи обычаи, если столько лет казаки были изгоями на родной земле.
Казак 2: Да, это точно, в наших семьях не было принято говорить о предках, редко у кого даже дореволюционные семейные фотографии сохранились.
Казачка 2: А я более всего жалею из утраченного речь, язык, говор казачий. Он был настолько неповторимым, своеобразным,
Казачка 3: Выражения певучими, искромётными, - что современники не всегда смогут сегодня понять их смысл. Вот, например: «Чи я ня казачкя?»
Казак 3: Или: «Отец траву кося, а на исть ня прося».
Казачка 4: А слова, слова – то какие: жаних, вядро, страма, тяпло…
Казак 4: Кубыть, ноня, таперича, выспея…
Педагог: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым, желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное свершилось. А теперь вы, поздравствуйся с народом ещё раз.
Казак 1: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Педагог: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?
Дети: Донской Край
Педагог: А почему возникло такое название?
Казачка 2: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.
Педагог: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Казак 2: Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.
Казачка 3: Она тянется далеко по всей нашей области.
Казак 3: По ней ходят корабли, теплоходы.
Казачка 4: По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.
Педагог: Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А в каком поколении вы помните наше родство, наши корни.
Казак 4: Да, интересно, кто мы? Откуда?
Педагог: А давайте-ка посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне о жизни казачьей.
Дети садятся полу кругом
Казак 1: Я знаю. Сам я – рожак села Дубовского, мой далёкий прадед - сотник Дубовской.
Казачка 1: Это он получил в 18 веке грамоту на землю в вечное владение из рук атамана Войска Донского за верную службу ратную?
Казак 2: Да. Прапрадед Димы привёз свою семью на голую землю на востоке Донской области.
Казачка 2: Место было основано по-хозяйски, в живописной долине реки Сал, с травами по пояс.
Казак 3: Первый Дубовской курень был четырёхкомнатным, саманным, под камышовой крышей.
Казачка 3: Посредине дома - русская печь с лежанкой и самое главное, с чудом кулинарии-с большим комелем, куда бабушка ставила рогачом чугунки.
Казак 4: Всё что выходило из этой печи, было необыкновенно вкусно и духовито: каши, блины с каймаком…
Казачка 4: Оладьи, вареники, пирожки и ватрушки, лапша, взвар из сухофруктов. Казачья кухня – неповторима и уникальна.
Казак 1: А мне показывали глиняную утварь моего деда. Особенно запомнились: коржаки, кувшины, горшки. Ложки были деревянными и обязательно расписными.
Казачка 2: В святых углах кухни и залы висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.
Казак 3: В хате была прялка. Жужжание прялки приносило в семью спокойствие и уют.
Педагог: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.
Загадки: Возле печи не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)
Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля, а… (чугунок)
Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.
Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)
Лохматый казак, посередине ушак.
По двору ходит, порядок наводит (веник)
Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)
Не казак, а с усами.
На 4-х ногах, а не конь.
Песни распевает каждые его знает (котёнок)
Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)
Для гостей дом отпускали в Дон.
Когда с воды подняли, всех гостей собрали (сети и рыба)
Педагог: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. А что обычно хранится в сундуке у казаков?
Казак 1: Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.
Педагог: В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.
Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (педагог. открывает сундук).
Педагог: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную.
Казак 1: А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).
Казачка 1: Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава
Казачка 2: Для пышности костюма носили нижние юбки.
Казак 2: У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка.
Педагог: А вы знаете, что издавна на Дону, когда в семье рождался сын, казаки из родни приносили в дар (на зубок) патрон, пулю, лук, стрелу. С малого возраста казачонок верхом разъезжал по двору, а в 5 – 6 лет скакал уже в степи. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять – с пяти.
Казачка 3: Если казаки одобряли какое-то решение, то кричали громко и дружно «Любо!» А ещё мы знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб и печать.
Педагог: А я сейчас проверю. Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Все великого Войска Донского.
Дети собирают символику из нескольких частей
Педагог: Почему вы считаете, что это флаг казачьего общества?
Казак 4: Флаг состоит из 3 продольных полос равной ширины.
Казачка 4: Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый-цвет степи, красный-цвет крови, отваги и храбрости.
Педагог: А что изображено на гербе?
Казак 1: На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.
Казачка 1: Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.
Педагог: Вы правы. Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом
Казак 2: Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Педагог: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положуплаток. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.
Игра «На коне»
Педагог: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?
Казак 1: А мне говорили, что в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи.
Педагог. Это правда. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?
Казачка 1: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.
Казак 2: К отцу и матери обращались только на «Вы».
Казачка 2: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.
Педагог: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда?
Казак 3: У нас в реке Дон очень много водилось рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.
Казачка 3: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,
Казак 4: Компот из сухофруктов - узвар называется.
Казачка 4: Вареники с творогом, картошкой.
Педагог: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку про вареники.
«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепит да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепит да казачат накормит». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: « Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепит да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепит вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?
Казак 1: Положить в чугунок и поставить в печь.
Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь
Педагог: А мы снимем фартуки и помоем руки. Ребята, вы – молодцы, присаживайтесь на стульчики. И сейчас отгадайте ещё одну загадку.
Не атлет и не артист он...
Не летает в облаках,
Всё умеет, с ним не страшно
Он - простой, Донской…….. казак!
Совершенно верно. И сегодня к нам в гости пришёл настоящий Донской казак.
Входит казак
Казак: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Казак: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?
Казак 1: Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.
Казачка 1: Они любят свою Родину и готовые ее защищать.
Казак 2:Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.
Казак: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о нагайке написал такие слова:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.
У меня в руках настоящая казачья нагайка. В старину обычно говорили: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.
Фланкировка
Казак: Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений. И сейчас я прошу всех встать в круг.
Казак: Ну что юные казачата, сейчас я проверю какие вы ловкие.
Игра с нагайкой
Педагог: А наши казачата не только ловкие, но умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!
Песня «Эх, казачата»
Казак: Любо, казачата, любо! Раз вы такие смелые, ловкие, трудолюбивые да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке уху. Дети проходят за стол). Только есть, вы будите по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!
Все: С богом!
Педагог: Ну что ребята. Вот мы и узнали от куда мы, где наши корни. Голос родной крови неподвластен времени – от каждого из нас тянется в прошлое, незримая нить.
Казак 1: И даже если не знать о ней, она напомнит о себе зовом далёких предков.
Казачка 1: Откуда я?
Все: С Дона!
Казак 2: Где высь и простор.
Казачка 2: Где поле широко
Работа красна.
Где песня далеко – далеко слышна…
Казак 3: Где каждый мальчишка с рожденья – казак!
Казачка 3: И здесь не поруган обычай святой:
Все: Горой на врага.
И за друга – горой!
Педагог: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…