Познакомить детей с образованием множественного числа существительных в именительном падеже при помощи окончания-А;
Учить детей самостоятельно изменять существительные именительного падежа во множественном числе при помощи окончания —А;
4.Закрепить навык выделения на слух последнего звука в слове в ударной и безударной позиции;
Развивать слуховое внимание;
Развивать линейную память до 4-5 единиц.
Оборудование: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (дом-дома, глаз-глаза, поезд- поезда, зеркало-зеркала, ведро-вёдра, гнездо-гнёзда, яйцо-яйца, письмо-письма, лес-леса, рукав-рукава, кресло-кресла, одеяло- одеяла); кружочки красного и зеленого цвета; мяч; поощрительные фишки.
1. Организационный момент
Организационный момент.
Логопед предлагает детям изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов и назвать последний звук в этих словах:
Сумка - ... Цветок - ... Скатерть
Книга- ... Пижама-... Ваза-...
Катушка - ... Фломастер - ... Буква
2. «Звуки»
Логопед демонстрирует детям звуки окружающего мира: играет на музыкальных инструментах (барабан, бубен, пианино), "рвет бумагу" переливает воду, хлопает в ладоши, произносит слова.
• Дидактическая игра «Кто что слышал?».
Дети закрывают глаза, а логопед за ширмой издает звуки. Дети называют, что они услышали и классифицируют звуки: речевой, музыкальный, шумовой, бытовой шум.
3. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом Язычке».
Дети рассматривают в зеркале органы речи: губы, зубы, язык, нёбо. В игровой форме логопед показывает различные артикуляционные положения языка, а дети повторяют. Логопед говорит:
— Наш Веселый Язычок умеет «скакать на лошадке», «лакать молочко как кошечка», легко «превращается в чашечку», «иголочку», умеет «играть на гармошке», «двигаться, как часики»» «чистить зубы» и «превращаться в конфетку».
4. Знакомство с изменением существительных.
Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением одного или нескольких предметов.
Логопед предлагает детям:
Разделить картинки на две кучки, объясняя свои действия;
Найти картинку, про которую говорят: поездА, зеркалА, глазА, и т.д. и назвать последний звук в слове;
Сказать, что обозначают эти слова (слова - предметы).
5. Физкультминутка.
Игра с мячом.
Логопед, кидая мяч ребенку, называет слово.
Л.: Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов:
Лес…
Пояс…
Провод…
Парус…
Колокол…
Колесо … Ребро…
Стекло … Город… Море…
Слово… Озеро…
6. Тренировка в изменении существительных.
Логопед последовательно показывает детям картинки с изображением предметов в единственном числе.
Л.: Назовите предмет на картинке и измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
7. Упражнение на развитие слухового внимания.
Логопед поочередно предъявляет детям картинки с изображением животных (жеребята, котята, ягнята, цыплята, поросята).
Л.: Поднимите зеленый кружок, если я правильно назову слово, красный - если неправильно. Исправьте мою ошибку.
Логопед размещает на доске 4-5 картинок с изображением нескольких предметов (см. выше). Дети закрывают глаза и логопед убирает одну из картинок.
Л.: Посмотрите, что изменилось? Назовите картинку, которая исчезла.
Итог занятия:
Л.: Какие слова мы повторяли сегодня на занятии? (слова- предметы). Что мы учились делать? (изменять слова). Сколько предметов называли наши новые слова? (много предметов). Какой звук мы слышали в конце этих слов? (звук - А)
9. Физкультминутка
«Дует ветер...»
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
10. Дидактическая игра «Назови по порядку»
Сначала логопед предлагает узнать, какое слово получится, если произнести друг за другом звуки: [м], [а], [к] (мак); [л], [у], [к] (лук).
Затем дети называют по порядку звуки, чтобы получилось слово сок ([с], [о], [к]), дом ([д], [о], [м]).
11. Работа в тетради
Дети рассматривают тетрадь в клеточку, показывают обложку, страницы, клеточки, поля. Логопед обращает их внимание на образец. Дети пишут прямые и наклонные линии.