Цель: обучение правильному произношению и выделению звука З.
Задачи:
Обучение правильному произношению звука 3.
Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза прямого слога.
Обучение детей согласовывать прилагательные с существительными.
Коррекция и развитие фонематического слуха.
Коррекция и развитие памяти.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу на занятиях.
Оборудование: телефон, конверт с загадкой, игрушки зверей, линейки с изображением символов гласных звуков, зонт, конверты с картинками для игры «Четвертый лишний», три куклы.
Ход занятия
Организационный этап.
– Ребята, сядет, тот, кто назовет предмет, в котором встречается звук А.
Актуализация знаний и умений.
– Какой звук мы изучали на прошлом занятии?
– Назовите на картинке предметы, в которых есть звук С.
Вводная беседа.
Дети стоят вокруг стола логопеда.
– Ребята, мы сегодня пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.
Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
Слова, отмеченные звездочкой, предлагают назвать детям, правильно произносящим звук Р.
– Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам-клеткам. Все звери оставили нам письма.
Логопед достает из конверта листок с загадкой.
– А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.
Загадки:
Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы, уши больше головы? (Зайка)
Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь, по земле ползет (змея).
Он в заповеднике пасется, как вихрь по прерии несется.
Могуч, отважен, грозен он, зовется этот зверь (бизон).
Рогатая, а не олень.
Дает молоко, а не корова. (Коза)
По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.
– Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (Зайка, коза, бизон, змея).
Интонационно логопед выделяет в словах звук 3.
– Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук 3 пришел сегодня к нам на занятие.
4. Объяснение нового материала.
– Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите побывать там?
(Воспитатель включает тихую музыку «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер.)
– Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто-то. Послушайте: 3-3-3-3. Кто это звенит? (комарик)
Логопед держит в руках картинку с изображением комара.
– Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?
Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук 3.
– Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.
Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:
– Ребята, теперь вы не просто дети, а дети-символы. Оля, какой звук изображает этот символ?
Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.
– А Сережа будет новым звуком. Каким? Далее логопед называет гласные звуки, а звук 3 сам становится перед гласными.
– Ребята, звук 3 встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЗА; 3О; ЗУ; ЗЫ.
5. Отгадывание загадок.
– Отгадайте загадку:
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)
– А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу (3О, ЗУ, ЗА).
6. Проговаривание потешек со звуком З.
– Теперь давайте вспомним потешки со звуком 3.
Потешки:
За-за-за, за-за-за – здесь стоит коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало сена у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Логопед повторяет потешки вместе с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук 3.
(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов)
7. Игра «Найди конверт».
– А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой – на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой – под стулом. Оля, твой конверт – на стуле.
8. Игра «Четвертый лишний».
Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:
1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.
2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.
3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.
4 конверт: кошка, собака, корова, ваза.
5 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.
6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.
Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Например, в первом конверте картинки с изображением мяча, машины, и куклы относятся к разряду «игрушки», и ребенок должен без труда выделить «козу», не входящую в этот разряд. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук 3.
– Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.
Все дети выставляют свои «лишние» картинки, предварительно называя их.
– Какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.
9. Физминутка «Зайчики».
(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения). Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем. Тишину послушаем, морковку покушаем. Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко!
10. Игра «Звери в клетках».
Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.
– Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках? (козы).
Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.
– К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук 3.
Логопед ставит на стол куклу Зою.
– Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка.) У Зои зайка какой? (Забавный.)
Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.
11. Итог занятия.
– Ребята, сегодня у нас в гостях какой был звук?
– Вы узнали много слов с этим звуком.
– А сейчас назовите слова со звуком 3, которые вы запомнили.