Цель: обучение различению и правильному произношению звука О.
Задачи:
Обучение правильному произношению звука О.
Актуализация знаний о звуках Л, А, У.
Коррекция и развитие фонематического слуха.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу в процессе игр.
Оборудование: 3 картинки: маленькая девочка, школьница, женщина; картинки, где у мальчика перевязана рука, болит зуб, болит живот, болит горло; картинки с изображением обруча, овощей, окон, осени, окуня, ос; мяч.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Логопед предлагает сесть тем детям, чье имя начинается на звук А или У (Тим, Аня, Уля, Костя, Антон).
2. Актуализация знаний и умений.
Дети называют имена, предметы, которые начинаются со звуков Л, А, У. Далее дети по беззвучной артикуляции угадывают сочетания из нескольких звуков:
АУ, УА, У, АУА.
Дети повторяют хором эти звуки, определяя их количество и порядок.
3. Объяснение нового материала.
Перед детьми выставляются 3 картинки: маленькая девочка, школьница, женщина. Называется (хором и индивидуально) каждое имя:
О-О-Оленька, О-О-Оля, О-О-Ольга
Логопед вместе с детьми выделяет первый звук О в этих словах.
4. Игра «Эхо».
Логопед произносит звук О громко, дети – тихо, а затем наоборот. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука О.
5. Игра «Веселые зайчики».
Логопед произносит разные звуки, а дети, как зайчики, прыгают по «поляне». Услышав новый звук О, они сразу подбегают к логопеду.
6. Игра «Найди себе друга».
– Звук О дружит со звуком X, и дети часто произносят их вместе: ОХ, если что-то у них болит.
Логопед показывает картинки, где у мальчика перевязана рука, болит зуб, болит живот, болит горло и т. д.
Дети, сочувствуя ребенку, жалобно и протяжно произносят сочетание ОХ, а затем определяют в нем первый звук О.
– Звуку О скучно одному, он решил найти себе друга – звук П (Т, К). Получаются маленькие слоги (ОП, ОТ, ОК).
Дети, соединяя звуки, называют слоги, выделяя первый звук О.
7. Физкультминутка.
Дети произносят хором четверостишие и выполняют различные движения:
Не под окном, а около
Каталось «О» и охало.
«О» охало, «О» охало
Не под окном, а около.
8. Игра «Назови первый звук».
На стенде расставлены картинки с изображением обруча, овощей, окон, осени, окуня, ос. Логопед называет их, а дети определяют первый звук в слове. Далее картинки переставляются или переворачиваются, а дети отвечают, что изменилось.
9. Игра «Один – много».
Логопед кидает мяч ребенку, называя один предмет, ребенок, поймав мяч, должен назвать много этих предметов.
Например: окунь – окуни, много окуней, окно – окна, много окон и т. д. При этом интонационно выделяется первый звук в слове.
10. Итог занятия.
– Какой новый звук изучали на занятии?
– Ребята, произносите этот звук длительно, а теперь кратко.