Просмотр содержимого документа
«Знакомство с песком и глиной»
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия в разновозрастной группе
« Знакомимся с песком и глиной »
Структурное подразделение дошкольного образования Муниципального образовательного учреждения основной образовательной школы с. Николаевка Федоровского района Саратовской области
Воспитатель: Ярмольчик Галина Владимировна.
Тема: «Знакомство с песком и глиной»
Направления: познание, художественно-эстетическое исследовательская деятельность.
Задачи:
Старшая группа:
*Учить сравнивать и определять свойства песка и глины, песок-сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду; глина-плотность, пластичность, не способность пропускать воду;
*Развивать у детей эстетические вкусы, познакомить с картинами народных глиняных игрушек, посуды, изделиями из глины;
*Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам, сделанным из них предметам;
Средняя группа:
*Закрепить знания детей о том, как человек использует глину и песок;
*Уточнить и расширить представления детей о свойствах и особенностях этих природных материалах;
*Провести сравнение при рассматривании в лупу;
1 младшая группа:
*Познакомить с природным материалам –глиной;
*Научить определять ее качества, мягкость, пластичность и свойства, мнется, лепится;
*Активизировать словарь детей по данной теме.
Предшествующая работа:
1.Провела экскурсию с детьми в овраг за глиной.
2.Наблюдали на участке за состоянием песка, сухим и влажным.
3.Провели опыты, сеяли песок и глину через сито.
4.Провела беседу «Полезные ископаемые».
5.Чтение сказки «Глиняный парень».
Подготовка воспитателя:
*Подготовила материал проведения опытов;
*Подготовила и систематизировала картины с изображением игрушек, свистулек.
*Подготовила посуду из глины.
*Подготовила глину для лепки.
Организация детей:
*Дети сидят полукругом.
Ход занятий:
Занятие начинается с детьми старшей и средней группы. Дети сидят на стульчиках, а в это время кто-то спорит за дверью.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте, посмотрим! Идет и открывает дверь, а там спорят Знайка и Незнайка. Здравствуйте! Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите, Знайка?
Знайка: Ребята, мы пришли к вам, чтобы вы помогли разрешить наш спор.
Воспитатель: Ребята, давайте, пригласим Знайку и Незнайку к нам на занятие.
Гости проходят в группу, дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А расскажите нам, о чем вы спорили?
Незнайка: Знайка говорит, что глина и песок полезное ископаемые, и что они полезны для человека. Я, понимаю, золото, алмазы- это полезные ископаемые, а песок и глина для чего нужны, что из них можно сделать?
Знайка: Дети, помогите мне убедить Незнайку, что глина и песок очень нужны человеку.
Незнайка: Убеждайте меня, убеждайте. Я видел у вас на участке много песка лежит без надобности.
Воспитатель: Неправда, Незнайка, песок нам очень нужен! Дети расскажите Незнайке для чего нам нужен песок в детском саду.
Дети рассказывают
Знайка: Вот видишь, песок детям нужен!
Воспитатель: А еще песок используется в строительстве, работе по картине –рассказывает ребенок старшей группы.
Знайка: А еще песок нужен для строительства дорог, тротуаров и для благоустройства пляжей. Вот видишь, Незнайка, я был прав, песок-это нужное полезное ископаемое.
Незнайка: Ну, хорошо, убедили песок нужен человеку, а глина лежит себе в оврагах и никому не нужна?
Знайка: И снова ты не прав, и сейчас мы с ребятами тебе докажем, что глина тоже необходима человеку.
Из сумки Знайка достает глиняную посуду.
Незнайка: Зачем ты все это принес? Я что же посуды не видел?
Знайка: Ребята, посмотрите, все эти изделия сделаны из глины. А еще, человек издавно научился делать из глины разнообразные фигурки животных, игрушки, свистульки.
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки, изображающие игрушки, свистульки и т.д.
Незнайка: Не может быть!
Знайка: Глина- это материал, который дает природа, глина нужна, чтобы из нее лепить.
А теперь, послушайте, рассказ о каменистом тесте, из которого сделаны все эти предметы.
Все эти предметы и редкая по красоте посуда-это «пироги» испеченные из одного каменистого теста. Это тесто одинаково любит и огонь и воду, на воде замечательно замешивается, становится мягким, податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую. Но положи изделие из этого теста в огонь –оно не сгорит, не рассыплется, а только крепче станет. О каком мягком камне идет речь?
Незнайка: Я знаю, это глина.
Воспитатель: Ну что, Незнайка, спорить не будешь.
Незнайка: Признаю, был не прав.
Воспитатель: Изделие из глины мы видим каждый день – посуда, кирпичи, а также используют глину при строительстве домов, плотин. Я тоже слепила из глины кирпичик, но только его сушила не в печке, а на окошке. Потрогайте, какой он!
Дает детям потрогать- твердый, затем дает кирпичик Незнайке, Незнайка крутит его в руках и нечаянно его роняет, кирпичик разбивается.
Незнайка: Я не хотел, я нечаянно!
Знайка: С глиняными игрушками, посудой, ребята, нужно обращаться аккуратно, потому что изделия из глины могут разбиться.
Воспитатель: А я хотела использовать свой кирпичик в строительстве- домика для игрушек, но ничего. Я сейчас научу строить дом без стройматериалов.
Проводится упражнение «Массаж для рук и пальцев «Строим дом»
Незнайка: Строить дом вы меня научили, а песок и глину я не могу различить, я их путаю.
Воспитатель: Дети, давайте, пригласим наших гостей в лабораторию и поучимся различать и сравнивать песок и глину.
Все подходят к столам, где подготовлен материал для опытов. Ребята. Давайте Незнайке дадим сито и пусть он просеет вначале песок, а потом –глину.
Смотри, Незнайка, первое отличие песка от глины –по цвету.
Незнайка просеивает песок и глину. Дети наблюдают. Когда Незнайка просеивает глину, Знайка его спрашивает.
Знайка: Что, Незнайка, глину трудно сеять?
Незнайка:вытирая пот со лба: тяжело!
Воспитатель: Вот и еще одно отличие: песок легко и быстро просеивать, а глину- трудно.
А сейчас мы проведем опыт, который еще отличит глину от песка. Дети возьмите в руки увеличительное стекло, называется лупа. С помощью лупы рассмотрим из чего состоит песок, как выглядит песчинка, а затем глину? И сравним их.
Знайка: Ребята, какие вы заметили отличия песка от глины?
Ответ детей –песчинки песка маленькие, круглые, все одинаковые, не прилипают друг к другу, а глины- мелкие, очень прижаты друг к другу.
Воспитатель: Вот поэтому песок легко и быстро можно просеять, глину трудно.
Незнайка: Мне так понравилось проводить опыты с полезными ископаемыми, Галина Владимировна, давайте, проведем еще опыт.
Воспитатель: Хорошо. Мы сейчас увидим как пропускает песок и глина –воду.
Ребята, возьмите стакан с водой, полстакана вылейте в песок, а полстакана –в глину. Что вы видите? Где быстрее впиталась вода?
Ответы детей- песок быстрее пропускает воду, потому что песчинки плотно не соединяются друг с другом, это вам еще одно отличие песка от глины.
Ребята, я предлагаю вам превратиться из детишек в полезные ископаемые, частички глины и песка.
Проведение игры «Превращение»
(дует ветер, включить вентилятор, входят 1мл. группа и включаются в игру)
Воспитатель: Подул ветерок, ветер принес нам маленькие песчинки.
Воспитатель: Незнайка, хочешь мы тебе покажем как мы умеем лепить посуду из глины, а ты поучись у нас.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Во многих сказках упоминается посуда из глины. Назовите мне эти сказки и какая посуда упоминается в них?
Горшок, миски, кувшин.
Давайте, на занятии слепим посуду сказочных героев? Возьмите глину в руки, какая она?
Мягкая, пластичная, лепится. Постучите комочком по доске, видите мокрая глина не разбивается, а высушенная разбивается.
Дети приступают к лепке, Незнайка и Знайка помогают детям лепить из глины и хвалят детей за хорошие изделия.
Воспитатель: ну что, гости дорогие, понравилось вам на нашем занятии проводить опыты, спорить больше не будете?