познакомить детей с компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, сравнить, чем они похожи и чем они отличаются– познакомить детей с компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, сравнить, чем они похожи и чем они отличаются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная – познакомить детей со свойствами песка и глины (песок- сухой сыпучий, состоит из мелких крупинок; мокрый – тяжелый, остаются следы, отпечатки на нем. Глина- сухая- твердая, крошится; мокрая- мягкая. липка, мажется). Умение составлять небольшой связной рассказ о свойствах изучаемых материалов.
Развивающая – расширить представление детей об окружающем мире, природном окружении, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объекты.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о пустыни, о растительном и животном мире пустыни, рассматривание изделий из песка ( стекло, бокал и т.д.)
Рассматривание картины с изображением техники, добывающая глину, рассматривание изделий из глины.
Чтение познавательной литературы из серии «Все обо всем».
Просмотр фильма в «Карусель» «Возникновение песка».
Методы и приемы :
-наглядный: рассматривание картин, изделия из глины и песка.
-практический: экспериментальная деятельность ;
-словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям .
Материалы и оборудование: глобус, физическая карта России, компьютерное обеспечение, фото пустыни Сахара - животный и растительный мир.
На столах у детей ; тарелочки с образцами глины и песка, лупы, стаканы прозрачные, трубочки для коктейля, палочки, воронки, ватные диски, бумажные салфетки), маски для игры - ветер, песок и глина.
Ход ООД
Вводная часть:
Воспитатель:
- Ответьте ребята на мой вопрос
-Что такое глобус?
- Модель Земли.
-Расскажите о разном цвете на модели Земли.
-Вода, горы, песок, лес.
-Действительно, на нашей планете есть горы, моря, пустыни, тайга и т. д.
Воспитатель: Дети я хочу загадать вам загадку, чтобы вы нашли отгадку на глобусе.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже.(Песок)
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина).
-Правильно ребята сегодня на нашем занятии мы будем говорить о песке и глине. Предлагаю пройти в нашу лабораторию надеть фартуки и провести опыты.
Опыт 1. На столах у детей на тарелочках лежат песок и глина. Какие материалы по цвету?
-Цвет песка зависит от минералов, из которых он состоит. Глина и песок могут быть разноцветными.
Опыт 2.Из чего состоит песок и глина? Давайте возьмем по щепотке песка и глины и потрем между пальцами. Посмотрим через лупу.
-Песок состоит из мелких песчинок, а глина из комочков разного размера.
Опыт3. Давайте выясним, как дружат песок и глина с водой
-Берем воронку , вставляем салфетку и ватный диск. Затем в стакан с водой насыпаем песок, размешиваем и выливаем воду с песком в воронку Что произошло?
-Вода через диск и ватный диск прошла быстро и стала чистой.
-Затем проделаем опыт с глиной.
-Берем кусочек глины и кладем в воронку и закрываем отверстие, затем выливаем воду. Что произошло?
-Вода не прошла через глину, осталась в воронке.
-Предлагаю детям сделать вывод:
-Песок сыпучий ,легко пропускает воду, а глина из мелких кусочков плотно прилегающих к друг другу.
-Опыт 4. Дети, что такое «ветер»? (Это потоки воздуха) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком и глиной. (Дети берут прозрачные стаканы, в которых насыпан песок и глина, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию « ветра»).
Вывод: песчинки разлетаются, а глина осталась неподвижна. Дети как вы думаете, где можно увидеть такое явление – ветер с песком?
-В пустыне, под сильным воздействием ветра образуются песочные холмы – барханы.
-Опыт5. Берем палочки и втыкаем сначала в песок, затем в глину. Что произошло?
- Палочка легко втыкается в песок он рыхлый, а в глину с трудом, она вязкая.
Воспитатель: Предлагаю поиграть. Выходите дети в круг. (Раздать маски ветра, песка и глины, выбираем ведущего. Звучит музыка ветра, дети с масками ветра разлетаются по кругу, ветер стихает , дети садятся на корточки. Затем дети переодевают маски (глины, звучит музыка - дети берутся за руки и не двигаются.
Заключительная часть – Рисование и лепка
Опыт6. –Можно ли рисовать на песке и глине?
-Можно. Из влажного песка можно сделать кулички и шарики, но они плохо сохраняют форму, разваливаются. А из глины можно слепить различные фигурки. Глина сохраняет форму, которую ей придали. Она эластичная.
Повторить свойства песка и глины.
- Дети сегодня мы с вами побывали в лаборатории и исследовали свойства песка и глины. Предлагаю вам составить небольшие связные рассказы. «Что я узнал интересного о песке и глине».
После окончания занятия воспитатель и дети снимают фартуки.
Литература.
Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно! – М..- «Линка-Пресс» 2004г.
Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами в подготовительной группе. – М «Педагогическое общество России, 2006.
Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Блок занятий «Песок, глина, камни». – М.., ООО 2005г.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы? – М Творческий центр «Сфера». 2005г.