1. Оқыту- обучющая: Формирование представлений о свойствах песка и глины.
2.Дамытушылық развивающая : Развитие элементарных опытно-экспериментальных навыков.
3. Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание интереса к неживой природе.
Сөздік жұмыс /Словарная работа/: Песок –сыпучий, движется, рыхлый, сухой, сырой, не лепится. Глина – плотная, не сыпучая, влажная, лепится.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: по две баночки на каждого ребёнка (с красной меткой – с песком, с синей меткой – с глиной), палочки, салфетки для рук, контейнеры.
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Н. Найденова
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Определяют, что песок и глина. Проявляют неподдельный интерес к предстоящей деятельности.
Акцентирует внимание детей на двух баночках. Что в них? Песок и глина.
Проблемный вопрос: Чем они похожи и чем отличаются?
Приглашает принять участие в экспериментах.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Предлагает проверить песок и глину на сыпучесть.
Берут стаканчик с красной полоской. Осторожно высыпают в лоток, содержимое стаканчика. Песок сыплется. Затем берут стаканчик с синей полоской. Высыпают содержимое в другой лоток. Высыпать не получилось. Глина упала.
Помогает сделать вывод: песок сыпучий, он легко сыплется, он состоит из маленьких песчинок. А глина слипается комочками и её нельзя так легко высыпать, как песок.
Приглашает проверить, как двигаются песчинки и комочки глины.
Наблюдают, как педагог сначала дует в банку с песком. Отмечают, что песчинки двигаются быстро и легко. Затем дует на комочки глины. Они не могут двигаться так легко и быстро.
Пробуют самостоятельно провести опыт: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся комочки глины – нет.
Динамическая пауза
Принимают участие в игре «Песок-глина». По команде воспитателя «Подул ветер и песчинки, полетели», дети бегают по всей группе. По команде «А теперь мы с вами превратились в частички глины», дети встали в круг и медленно идут по кругу. Повторяется 2 раза.
Предлагает продолжить эксперименты и узнать, чем же ещё отличается песок и глина. Просит воспитанников представить, что они сажают маленькое деревце.
Берут маленькую палочку и пробуют по очереди посадить сначала в песок, а потом в глину. Делают вывод, что в песок посадить деревце легче. Песок рыхлый, поэтому в него воткнуть легче. А глина плотная, сухая, твердая в неё труднее воткнуть.
Воспитанники пробуют: из песка не получается, он рассыпается. Рассуждают, что надо песок полить (раздаются стаканы с водой, дети добавляют воду в песок). Наблюдают, что вода исчезла. Кладут сушиться конфеты на солнышко. Затем приходят к выводу, что глина лепится хорошо, а песок нет.
Приглашает попробовать вылепить конфетки из песка и из глины.
Работа с раздаточными листами
3. Қорытынды/итоговая часть
Предлагает детям потянуться, насколько они выросли после исследования. Вот какие они стали умные! Эмоциональный отклик. Оценивают своё участие в деятельности. Делятся впечатлениями.