Образовательная область: Коммуникация + Познание + Творчество Раздел: Развитие речи + Ознакомление с окружающим миром + ИЗО
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать любовь к зимнему времени года. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Воспитывать желание заниматься лепкой, рисованием, аппликацией.
Образовательная: Закреплять представление о признаках зимы. Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные слова и выражения. Закреплять правильное произношение звуков. Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме и снежинках. Активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик), глаголами (мерзнуть, греться, чистить, разгребать, лепить), прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый).Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из двух частей, соединять их между собой (вверху маленький, внизу большой шар), дополнять деталям (нос, глаза, рот, руки). Совершенствовать умение раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. Закрепить навыки рисования кистью: берем кисточку в правую руку, держим тремя пальцами. Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Помогать располагать и наклеивать крупные и более мелкие детали
Развивающая: Развивать связную речь:согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать умение детей рассказывать по картине. Отрабатывать четкое произношение звуков у, х в звукоподражаниях. Развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику, воображение, фантазию. Упражнять в аккуратном наклеивании.
Развивать у детей эстетическое восприятие. Билингвальный компонент: снеговик - аққала, снег – қар, большой - үлкен, маленький – кішкентай, ақ - белый, қыс – зима, Оборудование: Видео – изображение зимних сюжетов: «Снег идет», «Снег на крыше дома», «Снег на дороге», «Снег на деревьях», игрушка — снеговик; бруски пластилина трех величин для каждого ребенка (маленький — для носа-морковки); стеки, доски или клеенки, салфетки. Бумага голубого цвета, 3 белых кружочка разного диаметра, дополнительные детали; кисточки, клей, тряпочки, краска белая.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята давно закончились Новогодние праздники, а к нам в группу снова пришли гости. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей? Ответы детей.
Приветствие: «Круг дружбы».
Цель: приветствие друг друга. Создание положительного эмоционального настроя. Воспитатель: Ребята давайте, и мы выйдем на наш ковер и поприветствуем друг друга.
Дети встают в круг и берутся за руки. Давайте посмотрим и улыбнемся друг другу и скажем с добрым утром. Молодцы. Здороваться можно по-разному:
-как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки).
-как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа), и т.д.
Молодцы!
А теперь после нашего приветствия давайте сядем все на свои места.
Воспитатель: Правильно, снег на улицах лежит и в лесу много снега.
Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». (Показ зимнего пейзажа).
Воспитатель: Посмотрите, как красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И.Суриков).
Воспитатель: Дети, посмотрите, где лежит снег?
Дети: Надорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).
Воспитатель: На чем еще лежит снег?
Дети: На крыше. (Снег лежит на крыше).
Воспитатель: Посмотрите, где еще лежит снег?
Дети: Снег лежит на деревьях.
Воспитатель: Да, как много снега на деревьях. Для чего снег на деревьях?
Дети: Чтобы не замерзли.
Воспитатель: Правильно, «мороз снежком окутывал, смотри не замерзай».
- А о чем идет речь в этой загадке?
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке!
- О каких же звездочках идет речь в этом стихотворении? На что похожи снежинки? Почему они тают в руке? Как называется такое явление, когда много-много снежинок падают на землю? (Снегопад).
Воспитатель: А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Вьюга).
Давайте изобразим, как воет вьюга. Сначала она воет тихо: у-у-у, затем усиливается, воет громче. (Дети произносят звукоподражание хором и индивидуально). - Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Что можно делать, когда снег идет? (Рассматривать снежинки, ловить снежинки, лопаткой разгребать снег, чистить дорожки и т.д.) Что можно делать, когда снег мокрый? (Играть в снежки, лепить снеговика и т.д.) Что можно делать, когда холодно и надо согреться? (Побегать по дорожкам, покатать друг друга на санках, походить на лыжах и т.д.) Дыхательное упражнение: «Погреем ручки».
Цель: формирование правильного выдоха, с произношением звука « Х – Х – Х».
Воспитатель: Дети, у вас замерзли руки?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте подышим на них и согреем (дышим на руки со звуком Х – Х – Х).
- Ребята, а вы любите зиму? Давайте все зимние слова, которые я скажу, вы переделаете в ласковые: санки-саночки, гора-горочка, снег-снежок, лед-ледок.
- Хотите посмотреть, как развлекаются зимой дети?
Демонстрирую картину «Зимой на прогулке».
- Ребята, давайте составим рассказ по картине о развлечениях детей зимой. Дети катаются с горки на санках. Девочка катается на коньках по льду. Несколько детей лепят Снеговика.
- Как вы думаете, каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (Белым, чистым). Какие лица у детей? (Веселые, радостные, улыбчивые).
Дети замерзли? (Нет, у всех щеки красные, дети много двигаются).
Какое у детей настроение? (Хорошее, веселое, приятное, радостное). Как они смеются? (Ха-ха-ха). - Молодцы, ребята, вы составили очень интересный рассказ о зимних играх детей.
Физминутка «Не боимся мы мороза».
- А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Чтоб согреться – посмотри,
(Потереть ладони одна о другую).
Все, как следует, потри:
Щеки, Потереть ладонями щеки,
Носик, крылья носа,
Уши уши,
Губы… губы сверху вниз).
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам в гости пришел? Это Снеговик. А что он с собой принес, ведерко со снегом. А зачем это нам? Ребята, Снеговик хочет, чтобы мы из снега слепили ему друзей, таких же снеговиков. Но снег растает, Снеговик. Снеговик опечалился. Не печалься Снеговик, мы тебе слепим, нарисуем, и у тебя будут, много друзей снеговиков. Ребята, давайте мы с вами разделимся на три группы. Одна группа будет лепить Снеговиков. Сначала воспитатель просит вспомнить детей, как надо лепить раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. (Из большого куска — туловище, из среднего — голову, из самого маленького — нос-морковку). Внимание детей привлекается к стеке. Воспитатель называет и показывает, как стекой «рисуются» глаза и рот у снеговика, предлагает приступить к работе. Вторая группа будет рисовать снежные комочки. Предлагаю детям самостоятельно на своих листках нарисовать снежные комочки.
Воспитатель показывает способ рисования снежных комочков: берем кисточку в правую руку, держим тремя пальчиками, затем окунаем в белую краску и отпечатываем снежные комочки.
Третья группа детей будут наклеивать Снеговика. Просит детей выложить последовательность изображения (от большого кружка к маленькому) внизу листа бумаги. Напоминает, что наклеивать нужно аккуратно.
Воспитатель расставляет детские работы на стенде, предлагает полюбоваться снеговиками и рассмотреть их.
- Какие замечательные Снеговики у нас получились! А почему их назвали Снеговики? (Потому что их лепят из снега).
- Вот как весело ребятам на прогулке зимой. Всегда найдется веселая игра. Никакой мороз, ветер ребятам не страшен, так как от веселой игры у детей радостное настроение и хорошее, крепкое здоровье.
Подведение итогов. Групповое обсуждение. Цель: Создание позитивного настроя. Учить детей проводить оценку своей работы. Дать оценку занятия, вспомнить, о чем говорилось на занятии, что понравилось? Почему?
КГКП ясли – детский сад «Дәншік»
Комплексное итоговое занятие по Развитию речи + Ознакомлению с окружающим миром + ИЗО.