Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы, обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов, развитие основных движений органов, развитие памяти, внимания, формирование эстетического отношения к зимним явлениям, упражение в словообразовании, в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы; названий зимних месяцев.
Обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов.
Упражнение в словообразовании, в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.
Развитие основных движений органов.
Отработка артикуляции с помощью артикуляционных упражнений; правильной воздушной струи.
Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания.
Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.
Методы:
Артикуляционная гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Игротерапия;
Сказкотерапия;
Телесно-ориентированная терапия;
Беседа.
Оборудование: зеркало, атрибуты для роли Зимы, картина с зимними месяцами, снежинки бумажные, тряпичный «комок снега», снежинки с картинками для игры «Что лишнее?», разборный бумажный, поролоновый или тряпичный снеговик.
Ход занятияI.Организационный момент.
Ритуал «входа» в сказку «Волшебное зеркало».
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в сказку. Но чтобы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. В этом нам поможет «волшебное зеркало». Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь, Где захочу, там и окажусь. Перенеси нас, зеркало, в сказку.»
(В это время педагог заходит за ширму и надевает атрибуты для роли Зимы).
II.Вводная часть.
– Здравствуйте, ребята, я – Зимушка-Зима. Вы оказались в моей зимней сказке. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)
– Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая.
Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать. Ведь вам придется говорить рядом со мной, а я холодная!
Артикуляционная гимнастика
«Лопатка» Ручка есть, а не грабли Землю роет, а не плуг.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Сосулька» Села детка на карниз И растет все время вниз.
Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Горка», «Саночки» Под гору лечу В гору тащу (саночки).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Метель» В поле снежную постель Стелет зайчикам (метель).
– Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.
III.Основная часть.
– Познакомьтесь, это мои сыновья (педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках: один постарше, второй помоложе, третий – совсем юный) – зимние месяцы. Может вы знаете, как их зовут?
(Декабрь, Январь, Февраль) Да, самый старшенький у меня – Декабрь, средний сын – Январь, младшенький – Февраль. Знаете ли вы, ребята, что я, вам, людям, приношу? Что вам Зима приносит?
(Зима приносит морозы. Холод, лед, снег, зимние игры, ледяные горки и т.д.)
– Мои сыновья, Декабрь, Январь и Февраль, любят со снегом и ветром пошутить. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может кто-нибудь из вас знает, как называются игры моих сыновей?
Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется?
(Метель.) Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)
А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)
– А еще у меня есть мои любимые внучки: девчоночки – снежинки. Когда я их выпускаю погулять, как вы думаете, что они делают?
(Снежинки летают, кружатся, падают, танцуют в воздухе, серебрятся, сверкают, блестят и т.д.)
Физпауза
– Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:
«Ну-ка, детки, покружитесь И в снежинки превратитесь!»
(Дети кружатся, педагог осыпает их бумажными снежинками)
«Раз, два, три, четыре, пять – Снежинки танцевать хотят! Шесть, семь – весело всем!»
Дыхательная гимнастика
– Положите на ладонь маленькую снежинку и подуйте на нее так легко, чтобы она полетела.
«Раз, два, три, четыре, пять – Превращайтесь-ка в ребят!»
– Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.
(Педагог выставляет на доску снежинки, на которых нарисованы предметы)
Игра «Что лишнее и почему?»
Сапоги, валенки, унты. Туфли.
Шуба, пуховик, пальто, сарафан.
Коньки, лыжи, санки, надувной круг.
– Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.
А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.
Игра «Назови ласково»
– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.
Зима – зимушка
Снег – снежок
Снежинка – снежиночка
Мороз – морозик
Сосулька – сосулечка
Лед – ледок
Холод – холодок
Молодцы! Вот и второй ком прикатился!
Игра «Слова-родственники»
– У моего любимого внука Снега очень много слов – родственников. Назовите их.