Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с животными Севера
2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи 3. Воспитывать любовь к животным
Материал к занятию: Фотографии зимней природы, «Цветик-семи цветик», картинки животных севера, глобус.
Ход занятия
Здравствуй, солнце золотое! (потянулись вверх)
Здравствуй, небо голубое! (развели руки)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачали руками)
Здравствуй, маленький росток! (присели, опустив руки к земле)
Здравствуй, милый мой дружок! (пожать руки соседу).
Воспитатель: Однажды фотограф гулял по улице и запечатлел красоту природы. Посмотрите на эти снимки. Что вы видите? Но, к сожалению, эта белая сказка не вечна. Почему? (Потому что придет весна). Какого цвета зима? (белая). А есть на земле такое место, где царствует Вечная зима. Знаете где это место? Северный полюс и южный полюс.
Прежде всего, на глобусе есть два полюса:
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!
Чтоб полюса мне не искать,
Должны вы их скорей назвать,
Потом на шаре показать.
(Дети показывают северный и южный полюсы на глобусе)
Марина Евгеньевна:
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, около двери вашей группы стояла посылка. Посмотрим, что в ней? (достаю цветик-семи цветик)
- Что же это, ребята? Из какой сказки?
- Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный Полюс.
Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Давайте вспомним слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток, Через север, через юг , Возвращайся, сделав круг . Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели.. .
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.
(Под музыку кружимся)
2. Северный полюс.
(Стулья на ковре накрыты белой тканью)
А что вы знаете о Северном полюсе?
(там вечно лежит снег, Зима длится, полгода и зимой там нет солнца, длится полярная ночь, в это время мы можем там увидеть полярное сияние)
И несмотря, что там так холодно там все равно есть животные. Как ни сурова природа Северного полюса, здесь обитают многие животные. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
А какие мы с вами сегодня и узнаем.
Животные севера
Он на севере живёт, Громким голосом ревёт, В цирке мяч ловить не лень - Там работает ...(Тюлень)
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Характерной отличительной чертой тюленей являются Vобразные ноздри. По ним можно узнать это зверя. Питается тюлень мелкой разной рыбой. Хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. От холода тюленя спасает толстый подкожный жир.
Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы,. Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый (Морж)
Тело у моржа большое, неуклюжее. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба. - Какого цвета морж? (коричневого). - Что есть у моржа на мордочке? (клыки). - Какого цвета клыки? (белые). - Для чего они нужны моржу? (ответы детей) - При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину. Помогает моржу во время плавания ласты. Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро. А кто из вас знает, чем питается морж? (ответы детей). Моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, мелкой рыбой наедятся и снова на льдину.
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Ответ: Белый медведь
Белый медведь самый крупный хищник Арктики. От морозов спасает толстый слой жира и густой мех, питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет.
Умеет плавать и ныряет.
Физминутка (Музыка где то на белом свете там где всегда мороз)
Он для всех хороший друг в тундре, где Полярный круг. Есть рога и тёплый мех, что зимой так греет всех. Возит нарты далеко, с ним на Севере легко. Ищет ягель целый день. Это-...(Северный олень)
Северный Олень это крупное животное имеет длинное туловище и шею, а ноги у него короткие, шерсть у него длинная густая и волнистая. Питается Олень лишайниками, которые откапывают из под снега. Вместо воды ест снег.
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В белоснежной теплой шубе Писец
Небольшая полярная лисица, активный хищник. Мех песца белый очень густой, что выдерживает суровый климат. Питается мелкими грызунами, но и любит доедать добычу белых медведей.
Эта птица, тоже хищник, В тундре северной живёт. Не шумлив её полёт. Чисто – белым опереньем Сплошь покрыта, с головой. А в учебниках зовётся Она ...(Полярною совой).
Полярная сова - это самая крупная птица Северного полюса, белый цвет перьев делает ее почти не заметно на снегу. Голова у полярной совы круглая, а глаза ярко желтые. На голове небольшие ушки, которые почти не видны. На лице перья почти полностью закрывают клюв. Лапы закрыты перьями, когтей почти не видно. Все это позволяет сове переносить сильные морозы.
Ребята вы наверно замерзли на Северном полюсе давайте немного потанцуем, чтобы разогреться.
Физминутка (Музыка где то на белом свете там где всегда мороз)
Вот наше путешествие подошло к концу пора возвращаться в детский сад.
(под спокойную музыку крутятся)
Путешествовал цветок
Через запад на восток
Побывали мы во льдах
Искупались мы в снегах
Расстаёмся мы с тобой
Возвращаемся домой!
Вот ребята мы и у себя в детском саду.
Понравилось вам наше путешествие?
А где мы сегодня побывали?(Северный полюс)
А кого мы там встретили? ( Морж, тюлень, северный олень, полярная сова, песец, белый медведь)
В коробке где лежал Цветик семи цветик есть еще задание.
Давайте возьмем стульчики и сядем на свои места. Вам нужно в паре дружно собрать из конверта пазлы потом рассказать кто у вас получился и что вы запомнили об этом животном.