Открытое логопедическое занятие по теме «Животные Севера».
Оборудование: индивидуальные зеркала, плакат с изображением диких животных, конверт с письмом, плоскостная фигура Умка, картинки для выделения первого звука, картины животных Севера, снежинки, схема для составления рассказа, разрезные картинки - белый медведь, морж, северный олень, смайлики.
Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!!!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Л: Давайте приготовим наш язычок для работы, выполнив следующие упражнения:
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)
А потом опять вперёд.
Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)
Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)
А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)
На крылечке отдыхать.
На крылечке полежал,
На качели побежал. (упражнение «качели»)
Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело.
Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать.
Язычок наш кончил дело,
Отдыхать он может смело.
Сообщение темы, постановка проблемного вопроса.
Л: Ребята посмотрите на картинку, назовите животных, которые живут в лесу? Только будьте очень внимательны.
(на картине изображения животных: лиса, белка, заяц, белый медведь.)
Д: называют животных, и говорят, что белый медведь на картине лишний.
Л: Сегодня мы с вами познакомимся с животными, которые живут на севере. К нам пришло письмо, а узнать, кто его прислал, вы сможете, выделив первый звук в названиях картинок.
Утка Малина Клубника Апельсин
Д: УМКА. Читают письмо. «Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. До свидания».
Л: Скажите, а что такое Север?
Д: отвечают.
Л: Сегодня мы отправимся в путешествие на Северный полюс. А чтобы туда попасть, нужно закрыть глазки. А когда я скажу, что мы уже на северном полюсе, вы откроете глазки (мелодия вьюги).
Ветер, снег и лёд,
Не мечтай о теплоте.
Кто же там живёт
На холодной земле?
Морж, песец, тюлень,
Любят ветреный край,
Белый мишка, олень,
Для них Север - как рай.
Л: Вот мы с вами и на Севере. Давайте познакомимся с животными, которые здесь живут. Отгадайте загадки.
Длинный мех, бел как снег,
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм.
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)
Толстый, в складку богатырь,
В ластах и безуший.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте-ка ребятки
Что за богатырь такой? (Морж)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень)
В холодной плавает воде отличный рыболов
На льдине отдыхает, свершив большой улов.
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна… (Тюлень)
Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто белым опереньем
Сплошь покрыта с головой.
А в учебниках зовётся
Она…(Полярная сова)
Мы – вполне земные звери,
Но поверьте, никогда
Не пускает нас на берег
Океанская вода. (Голубой кит)
Зрительная гимнастика.
Л: Наш медвежонок Умка предлагает вам сделать гимнастику для глаз.
Вверх снежинка полетела,
На неё ты посмотри.
Вниз снежинка опустилась
Только глазками смотри.
Вверх и вниз, и вправо, влево
Ай, да Умка наш умелый.
Глазками моргает.
Глазки закрывает.
Дружно мы снежинки взяли
С ними весело играли.
Упражнение на развитие дыхания.
- А сейчас положите снежинки на ладошки и поднесите к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на снежинки.
Л: Ребята, давайте научим Умку играть в игру «Назови со словом много».
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
Физ. минутка
Дует ветер северный (качают руками над головой)
Поднялась метель (кружатся)
Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).
Всёравно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)
А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу).
Л: На Севере все животные перепутались, давайте поможем Умке расставить всё по своим местам. Исправьте предложения.
Морж был ежонком, а ёж был моржонком.
Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.
Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.
Д: исправляют и говорят правильный вариант.
Составление рассказа по схеме.
Л: Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по схеме.
Пример: Я расскажу вам про тюленя. Он живёт на Севере. Он большого размера. Питаются тюлени рыбами и водными организмами. У тюленя большое туловище, короткая шея, есть голова, передние и задние ласты. Большую часть времени они проводят в воде.
Д: рассказывают о своём животном.
Л: умка передал мне фотографии своих друзей, но от сильного мороза, они раскололись на части. Соберите картинки и назовите друзей Умки.
Итог занятия.
К концу подходит наш урок,
Пора бы подвести итог.
Л: К кому мы сегодня ездили в гости? Куда? С какими животными познакомились?
Если занятие для вас было интересным, поднимите весёлый смайлик. Если занятие вам не понравилось, поднимите грустный смайлик.