конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни
- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
- желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, конструкторской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Последоватальность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Актуализация знаний детей | Дети заходят под музык. Придумано кем то просто и мудро При встрече здароваться –Доброе утро! Доброе утро !Солнцу и птицам! Доброе утро,улыбчевым лицам! И каждый становится добрым,доверчивым! Пусть доброе утро длиться до вечера! Ребята поздароваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. Теперь посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утродорогие дети и взрослые. И я, и вы, все мы с вами живем в одной большой стране, которая называется … /Россия/ | Дети представляются, знакомятся с педагогом. Дети делятся знанием о родном городе, и стране. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой Музыкальная загадка | Организует диалог А слышали ли вы когда-нибудь о стране под названием «Геометрия»? О, это очень необычная страна, там живут необычные жители, там живут геометрические … /фигуры/. Хотите со мной попутешествовать в старну геометрию? Задает вопрос А какие геометрические фигуры вы знаете? Ставит цель Но сегодня я вам предлагаю исследовать только одну из них. А вот какую, попробуйте угадать сами, внимательно послушав любимую песню этой фигуры. (педагог под гитару поет песню на стихиВ. Житомирского; музыка автора) «Ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. И трижды - трудные дела Мы вместе совершим». Кто догадался, чья эта песенка? /треугольника/ | Дети отвечают на вопросы педагога Договаривают Перечисляют Выделяют существенные признаки геометрической фигуры, отгадывают музыкальную загадку | Дети вспомнили геометрические фигуры Умение выделить существенные признаки геометрической фигуры |
Проблемный вопрос | Педагог выставляет на магнитной доске треугольник. Ставит проблемный вопрос Интересно, а почему эту фигуру назвали треугольником? /потому что у неё три угла/ А чего у треугольника еще три? /три стороны/ | Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. | |
Включение детей в обследовательскую деятельность | Предлагает обследовать фигуру А хотите познакомиться с ним поближе? Тогда держите (Педагог каждому ребенку раздает по прямоугольному треугольнику) Что вы можете сказать про свой треугольник? /у него тоже три угла и три стороны/ | Проявляют интерес, желание узнать новое о треугольнике Дети обследуют геометрическую фигуру. | Самостоятельность в обследовании геометрической фигуры Навык самостоятельного обследовательского действия. орНавык ориентации в пространстве (верх, низ) |
| А у моего треугольника одна сторона длинная, а две другие короткие. Как вы думаете, где находится длинная сторона сверху или снизу? /снизу/ А у вашего треугольника есть длинная сторона? Покажите её. Проведите по ней пальчиком. | Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога. Высказывания, рассуждения детей. Дети действуют по образцу. |
Новое знание, расширение активного словаря (непоседы) | Актуализирует знание детей о непоседах. Осуществляет «оживление фигур». Ребята, я хочу вам открыть один секрет: эти треугольники - такие непоседы. А вы знаете, кто такие непоседы? /это те, кто не может сидеть на месте/ Действительно. Это те кто все время крутится и вертится. Вот и наши треугольники тоже все время крутятся и вертятся. Сейчас он стоит так, а через секунду он может стоять вот так. (Педагог поворачивает треугольник на магнитной доске). | Дети предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи. Дети наблюдают за действиями взрослого. | |
Деятельность по образцу | Предлагает образец действий в пространстве с треугольником А ваши треугольники так могут? Положите свой треугольник так же, как мой. А вот так? (Педагог на магнитной доске показывает разные положения, осуществляет проверку, предлагает ребенку при необходимости сравнить с образцом, помогает, подбадривает, поощряет взаимопомощь) | Дети, ориентируясь на стороны, располагают свои треугольники по заданному образцу. Самостоятельно осуществляют проверку соответсвующего расположения фигуры с образцом. | Умение работать по образцу |
Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах | Наши треугольники, хоть и непоседы, но очень дружные, наверное, как и вы? А когда они вместе, начинаются треугольные чудеса! Они тут же начинают превращаться в другие геометрические фигуры. Интересно, в какую фигуру могут превратиться два треугольника? Я предлагаю вам объединиться парами и соединить свои треугольники так, чтобы у них получилась геометрическая фигура. | Дети в парах договариваются, планируют и согласовывают свои действия, перемещают и соединяют фигуры на плоскости с целью получения новой фигуры. Чаще всего дети получают квадрат. | Умение решать поставленную задачу в парах |
Какими сторонами вы соединили треугольники, чтобы у вас получился квадрат? /длинными/ А если их соединить коротким сторонами? Педагог на доске оставляет все три модели построения геометрических фигур. Так в какие же фигуры могут превратиться два треугольника? /квадрат, треугольник и четырехугольник/ | Дети, соединяя треугольники короткими сторонами, показывают разные варианты выполнения задания, правильно называя каждую новую фигуру. | |
|
Физкультминутка под музыку. | Ребята ,вы наверное устали? (Да,нет). Выходите на ковер проведем физкульт минутку. | Двигательная активность детей | Соблюдение правила игры, распределение вниманиея во время игры, эмоциональная разрядка |
Рассказывание сказки с задачами на умственные действия Творческое задание (самостоятельное выполнение) | Ребята, а слышали ли вы когда-нибудь треугольную сказку? А вы хотитееё послушать? /да/ Тогда я приглашаю вас всех к нашей сказочной доске. (Педагог подводит детей к магнитной доске и используя треугольники,рассказывает детям сказку). «Жили-были четыре дружных треугольника». (Педагог выставляет 4 треугольника на доску). «Они любили совершать добрые дела. И однажды они захотели помочь муравьишке укрыться от дождя». (Педагог выставляет на доску муравья). «Один из треугольников предложил сделать для него… домик. «Как же мы 4 треугольника сможем сделать для муравьишки домик? - сказали остальные трое. А вы как думаете, ребята, это возможно? /да, нет/ Тогда скажите мне, из каких двух больших частей состоит дом? /корпус и крыша/ Корпус у дома, какой формы? /квадратной/ А крыша? /треугольной/. Сколько треугольников достаточно, чтобы построить корпус? /два/. Значит из оставшихся двух можно сделать крышу? И вы знаете как? Тогда я предлагаю каждому из вас сделать для муравьишке домик за столами. Сколько треугольников вам ещё нужно? /три/. Педагог дает каждому ребенку ещё по три треугольника. Дети садятся за столы и делают для муравьишки домик. | Дети подходят к магнитной доске. Дети слушают сказку, следят за развитием событий, происходящими со сказочными героями, высказывают свои предположения и вместе со взрослым рассуждают, тем самым строят предстоящий план действий Дети из 4-х треугольников строят домик. | Проявление инициативности в общении со взрослым. Готовность рассказать о способе решения задачи. Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу и инструкции педагога. |
Какие замечательные у вас получились домики! «Муравьишка очень рад новому домику. Но когда дождь закончился, домик муравьишке стал не нужен и тогда треугольники решили смастерить для него лодку с парусом, т.е. парусник, чтобы муравьишка смог путешествовать по огромному озеру. Эта идея очень понравилась муравьишке. «Но как же мы можем сделать парусник?» - задумались треугольники. А знаете что у меня есть книга теней, хотите посмотреть? Здесь есть разные, разные тени, есть тени домиков, а есть тени парусников. Как вы думаете, какая тень нам может подойти? В ходе рассуждений дети приходят к выводу, что из треугольников можно сделать парусник, который в левом нижнем углу или тот, который в верхнем правом углу. Педагог может позвать к доске того, кто раньше всех справится с задачей или наоборот, того кто затрудняется, для совместного выполнения. «Вот на таком маленьком паруснике муравьишка и отправился в путешествие по огромному озеру». | Дети анализируют тени, мысленно расчленяя на треугольники.и высказавают свои предположения. Дети самостоятельно, выбрав за образец подходящую тень, строят парусник. | Умение анализировать изображение, мысленно расчленяя его на составные части (геометрические фигуры) Самостоятельное владение способами получения новых форм по нерасчлененному образцу. |
Проблемная ситуация | «И тут, на берегу озера муравьишка увидел странные дома. Эти дома его друзей .иВ его отсутствие на домики налетел сильный ветер и разрушил их .Нужно им помочь. Ребята поможем ?(ДА). Возьмите палочки Кьюнзера. | Один из детей достраивает домик. | Способность эмоционально сопереживать герою сюжета. |
Построй из палочек домики для каждого муравья. Домик синего цвета у муравья выше чем дом муравья красного цвета. А домик желтого цвета выше чем дом синего цвета. Ребята, что можно сказать о домахкрасного и желтого цвета? Какой дом выше , а какой ниже? | Дети решают интеллектуальную задачу. | |
Мне нравится ваше предложение, а договариваться вы умеете? Тогда договоритесь между собой, кто будет делать корпус, а кто крышу. | Дети договариваются и парами строят дома. | Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. |
| | | |
Рефлексия | Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно. Ребята, вам понравилось играть с треугольниками? (Педагог побуждает детей к речевой активности) Какие чудеса вы совершили с ними? Какие фигуры вы строили? А кроме фигур? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным? | Дети прощаются с гостями . | |
Итог. | На память о нашей встрече я хочу подарить вам свои Треугольники,при помощи которых вы можите показывать треуголные чудеса. Давайте попрощаемся с муравишкойи с гостями. Мне было очень интересно. Воспитатель:Какие чудеса вы совершили с ними? Какие фигуры вы строили ?Чему вы сегодня научились ?Что нового узнали?Что для вас было самым трудным? | Ответы детей. | |