I. Кіріспе бөлім. | Под фонограмму «Звуки степи» заходит персонаж - степная Фея. Фея. - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – степная Фея. Я пришла пригласить вас на прогулку, а куда, вы узнаете, послушав мое стихотворение Какая ширь здесь и приволье. Куда ни глянь – полей раздолье! Лежит ковер из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь ветры любят песни петь, А зовется это……степь.(Картина «Степь») А я – степная Фея. Мы погуляем с вами в степи и поговорим о правилах поведения в природе. Фея ведёт нас в свои владения. (степь), где выставлены картины животных. | Возникает интерес к занятию. Слушают, соглашаются. Рассматривают, понимают. | | |
II. Негізгі бөлім | Ребята, вы знаете, что такое степь? Правильно, степь – это очень большое пространство, на котором растёт много травянистых растений, которые легко выдерживают жару. Деревьев в степи очень мало. Это лесополосы – ряды деревьев, посаженные человеком. - Вы знаете, есть разные правила, например, как вести себя вежливо. Для чего нужны правила вежливости? Правила вежливости придуманы для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда вы приходите. Но вот мы отправляемся на прогулку в степь. Помните: вы там тоже гости. Вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Там есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать. Сейчас мы узнаем, что ребята знают о степных жителях и о правилах поведения. С некоторыми из них, которые дети не знают, мы сейчас познакомимся, хотя и простыми, но очень важными. - Хорошее правило! Это первое правило. (Подводит детей к картине с изображением змей). Кто это? Расскажите, что вы знаете о змеях. - В наших степях очень много змей, даже ядовитых, но не трогайте, не убивайте их, помните: они здесь хозяева, а вы – гости. У каждой змеи, даже ядовитой, есть своё полезное дело. Когда вы увидите змею, вы должны остановиться и не шевелиться, пока она не уползёт своей дорогой. Физминутка: «Змея и дети». Выбирается ведущий – змея, все остальные – дети. Все дети играют, бегают, но вдруг появляется змея, все замирают. Кто пошевелится, того змея выводит из игры. Фея. - Второе правило: не лови диких животных и не уноси их домой. В наших степях много животных. Сейчас вы расскажите о них, что знаете. Фея с детьми рассматривают картины: «Семья хомяков», «Зайцы», «Сайгаки», «Тушканчики». Хомяки делают для себя нору в земле. Она состоит из нескольких «помещений»: в одном – гнездо, в других – кладовые. В них он на зиму запасает зерно, семена. Далеко от норы хомяк не уходит – опасно! В степи у него много врагов – лисы, хищные птицы. Каких степных птиц вы знаете? -В наших степях очень много зайцев. От природы им даны быстрые ноги, которые спасают их от опасности. Ещё в степи живут удивительные зверьки – тушканчики. Их называют «земляными зайцами». Почему их так называют? У тушканчика уши как у зайца, лапки как у какого животного? Как у кенгуру. Днем тушканчики прячутся в норках, а выходят добывать себе пищу вечером, когда стемнеет. - Еще есть животное -гордость наших степей –сайгаки. У сайгаков большой горбатый нос? - Их осталось мало – браконьеры истребляют этих животных, поэтому они занесены в «Красную» книгу, их надо беречь и охранять. - В нашей степи много полезных растений. Люди собирают их для лечения каких-то заболеваний. Следующее правило, которое мы должны запомнить: собирай лекарственные растения, но только те, которых много. Какие? Игра «Угадай и назови растение» - Четвёртое правило: не лови птиц и не уноси их домой, не разоряй их гнёзда. Детёнышей животных тоже. О них позаботятся их родители. - Пятое правило: не оставляй после себя мусор. Не оставляй непогашенных костров. Всё это грозит большой бедой для природы. Почему? Бумага, брошенная вами, будет лежать 2 года, консервная банка – более 30 лет, стекло – 1000лет. Опыт №1 «Ветер в степи». Поочерёдно возле вентилятора устанавливают макет сепии и леса, а с другой стороны султанчик. Вывод: лес создаёт естественную преграду ветру, ветер дует за лесом слабее, а в степи преград нет, и он дует во всю силу. - Что ж, дорогие мои Почемучки, теперь мы знаем, что для ветра всё-таки есть преграды. - Скажите, а ветер это природа или нет, какая? (Это явление неживой природы.) - Ветер стих, погода замечательная, послушайте, как поют птицы. Давайте немного поиграем. Опыт №2 «Какое растение быстрее напьётся». В стаканчики одновременно наливают подкрашенную воду. Делают вывод: раньше напьётся то растение, у которого корни расположены ближе к поверхности земли. Позже то растение, у которого средней длинны корни. Позже других – растение с самыми длинными корнями.) Игра «Собери животное» (старший) (дети складывают разрезные картинки животных). | Отвечают на вопросы, внимательно слушают. Дети самостоятельно называют знакомые правила поведения. Слушают, запоминают. Повторяют слова и движения за воспитателем. Запоминают, повторяют правило. Рассматривают картины. Слушают, запоминают. Ответы детей – орёл, сокол, сова и др. Фея показывает детям картинки с изображением птиц. Дети описывают сайгаков - они очень быстро бегают – у них длинные тонкие ноги. Слушают, запоминают. Один ребенок читает, остальные слушают. Дети под фонограмму «Звуки степи» имитируют движения животных. Слушают. Ответы детей: подорожник, чабрец, ромашка и т.д. Запоминают правила | | |