- уточнить и систематизировать представление детей о цирке;
- продолжать знакомить с вопросительными словами, учить задавать друг другу вопросы и отвечать на них, правильно строя предложение;
- упражнять в умении задавать вопросы по картине и отвечать на них, выделяя наиболее характерные детали;
- формировать умение составлять рассказ по одной сюжетной картине, последовательно и полно передавая ее содержание, моделировать план рассказа в виде опорных картинок;
- совершенствовать навыки объяснения значения слов и обобщения имеющихся представлений одним словом;
- развивать образность речи, понимание переносного значения поговорок и пословиц, устойчивых словосочетаний в контексте или ситуации;
- упражнять в произношении слов сложного звуко-слогового состава: эквилибрист, иллюзионист, канатоходец, дрессировщик, оркестр, антракт, прожектор;
- развивать слуховое внимание и память, логическое мышление;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, отзывчивость, готовность прийти на помощь.
МАТЕРИАЛ:
проигрыватель с пластинкой песни "Арлекино";
пригласительные билеты в "цирк", сделанные совместно ребенком и родителями;
14 карточек формата А5 с напечатанными на них вопросительными словами;
демонстрационная сюжетная картина про цирк "Выступление дрессировщика";
опорные картинки 12x8 см с изображенными на них предметами: цирк, дрессировщик, тигр, слон, обезьяна, канатоходец, собачка, шторы, ладони;
билеты в цирк на детей с родителями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть. Организационный момент: рассматривание "пригласительных билетов в цирк", заранее приготовленных детьми совместно с родителями /домашнее задание/. Дети по желанию дарят свои билеты друг другу и приглашают друзей в "цирк" на новую программу. Программа называется "Как журналисты делают передачу о цирке''. Уточнение понимания значения слова "журналист", атакже чем он занимается.
2 часть. Журналисты пришли в цирк делать о нем репортаж. Уточнение значения этого слова. Логопед предлагает детям пояснить журналистам, что обозначают специальные цирковые термины. Детям предлагается игра "Назови одним словом", логопед задает вопросы, а дети отвечают на них одним словом, ориентируясь на тематику занятия, например:
-Кто ведет цирковую программу, объявляет номера? /Конферансье/
-Как называется плакат в виде фотографии большого размера о предстоящем цирковом выступлении? /Афиш/
-Как называется коллектив артистов, выступающих с цирковой программе? /Труппа/
-Кто смешит зрителей в цирке? /Клоун, клоунесса/
-Какой артист выполняет упражнения на шарах, цилиндрах, катается на одноколесном велосипеде? /Эквилибрист/
-Кто показывает фокусы и то, чего не может быть на самом деле? /иллюзионист/
-Кто выполняет подскоки, перевороты, сальто, оттолкнувшись от большой натянутой сетки? /Батутист/
-Кто ходит по натянутому канату? /Канатоходец/
-Как называется сцена в цирке? /Манеж, арена/
-Как называется в цирке потолок? /Купол/ Затем дети объясняют для журналистов, что обозначают некоторые слова:
антракт - перерыв между выступлением, время для отдыха зрителей и артистов;
оркестр - музыканты, играющие в цирке;
прожектор - специальный осветительный прибор с разноцветными лучами, направленными на арену во время выступления;
кулисы - занавес, из-за которого выходят и куда уходят после выступления артисты;
тяжелоатлеты - артисты, поднимающие и выступающие с разными тяжелыми предметами.
3 часть. Логопед предлагает "журналистам" послушать словосочетание и угадать можно так говорить или нельзя, дети помогают своими ответами; при этом ребенок должен мотивировать свое мнение / при затруднении на помощь привлекаются другие дети или объясняет правильность высказывания сам логопед:
-могучий тяжелоатлет
-могучий клоун
-смешной клоун
-смешной гимнаст
-дрессированный тигр
-дрессированный артист
-яркий прожектор
-яркое выступление
-яркая собачка
-круглый манеж
-круглый отличник
-круглый медведь
-отважный дрессировщик
-отважный оркестр
4 часть. Логопед уточняет, а в случае необходимости объясняет значение слов "интервью", "интервьюировать". Затем говорит детям, что когда хотят о чем-то спросить, то задают вопросы, которые часто начинаются со слов "Кто?", "Что?", "Какой?", "Куда?" и др. Детям предлагается вспомнить и назвать другие вопросительные слова, которые им знакомы. По мере называния детьми слов, логопед на доске переворачивает карточки, на которых они напечатаны, Если останутся неперевернутые карточки , то детям задаются наводящие вопросы или указания.
После уточнения вопросительных слов "дети-журналисты" задают с ними разные вопросы про цирк, а "дети-зрители" отвечают на них, например:
-Для чего люди приходят в цирк?
-Люди приходят в цирк отдохнуть.
-Где можно купить билеты в цирк?
-Билеты в цирк можно купить в кассе или у распространителе билетов.
-Какие животные выступают в цирке?
-В цирке выступают тигры, слоны, собачки...
Если ответ не устраивает спросившего, то он может другим вопросом уточнить то, что его интересует.
5 часть. Динамическая пауза. Дети по показу логопеда или заранее подготовленного ребенка под музыку песни "Арлекино" выполняют разнообразные движения, передавая ими содержание песни.
6 часть. Логопед показывает детям выставленную на мольберт сюжетную картину про цирк "Выступление дрессировщика" и предлагает внимательно на нее посмотреть. Далее по содержанию данной картины с использованием вопросов выстраивается диалог /сначала логопед-дети, потом дети-дети, например:
- Кто выступает на арене цирка?
- На арене цирка выступает дрессировщик и разные звери.
- Что делают тигры?
- Тигры сидят на огромных шарах.
- Что делает слон?
- Слон стоит на задних ногах на тумбе.
-Кто танцует в симпатичных платьицах?
- В симпатичных платьицах танцуют собачки?
- Куда смотрит обезьянка?
- Она смотрит на подвесную лестницу?
- Что она хочет сделать?
- Обезьянка хочет достать бананы.
- Какого цвета костюм у дрессировщика?
- у дрессировщика серебристо-фиолетовый костюм?
- Куда побежала собачка в зеленых штанишках?
- Эта собачка побежала за кулисы.
- Почему зрители радостно хлопают?
- Зрителям понравилось выступление дрессировщика.
7 часть. Логопед составляет рассказ по данной картине и предлагает детям составить к нему план с использованием опорных картинок-подсказок. Совместное выкладывание картинок, уточнение содержания и последовательности рассказа. Затем 3-4 детей составляют рассказ про цирк, используя картину и картинки плана, примерно такой:
"Люди пришли в цирк отдохнуть. На арене выступал дрессировщик с животными. Тигры сидели на огромных зеркальных шарах. Дрессированный слон стоял на задних ногах на тумбе. Шустрая обезьяна залезла по подвесной лестнице за бананами. Дрессировщик, в серебристо-фиолетовом костюме руководил выступлением зверей. Собачки в очаровательных платьях и штанишках танцевали вальс. После выступления артисты убегали за кулисы. Зрители радостно аплодировали цирковым артистам".
Опорные картинки для плана рассказа выставляются в следующей последовательности: цирк, дрессировщик, тигры, слон, обезьянка, костюм дрессировщика, собачки, шторы, руки.
После каждого рассказа логопед с привлечением детей анализирует услышанное.
8 часть. Подведение итога занятия: что понравилось? кто понравился? что было самым интересным? В конце занятия логопед вручает детям билеты в настоящий цирк па ближайшее выступление.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Конспект занятия по развитию связной речи для подготовительной к школе группы на тему "Составление описательного рассказа с использованием схемы"."
["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_sviaznoi_rechi_dlia_podgotovitelnoi_k_shkole_gru"
["file_id"] => string(6) "579968"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1620354742"
}
}