Занятие по развитию речи: Звуковая культура речи. Дифференциация «Л» - «Р».
Занятие по развитию речи: Звуковая культура речи. Дифференциация «Л» - «Р».
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи: Звуковая культура речи. Дифференциация «Л» - «Р».»
Занятие по развитию речи
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р».
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Сегодня у нас очень интересное занятие. Но чем мы будем заниматься, это пока маленький секрет. Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Это и будет подсказка. Слушайте.
1. II. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
2. Беседа по вопросам.
А теперь ответьте мне на вопросы:
-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
-А какой звук он говорил вместо звука «Р»?
- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л».
3 Дыхательная гимнастика: «Регулировщик».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
Игра «рыбка и колокольчик»
Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик»
4.ФИЗМИНУТКА «Солнышко».
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
5. Повторение чистоговорок:
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
6. Стихи-добавлялки (Слайд):
Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
9. Игра «Поменяй звуки»
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?