Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников
Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в группе дошкольников
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников
Педагог дополнительного образования
Симакова Е.В.
г. Балахна
2025
Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в группе 5-леток
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] — [ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] — [ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: Книга с рассказами Е. И. Чарушина.
Ход занятия:
Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним случилось интересная история. Хотите послушать? Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Основная часть:
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Педагог: Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
Беседа по вопросам.
Педагог: А теперь ответьте мне на вопросы: Какой звук не выговаривал мальчик Женя? Дети: «Р».
Педагог: А какой звук он говорил вместо звука «Р»? Дети: «Л»
Педагог: Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Дети: «Р» и «Л»
Презентация «Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р»».
Педагог: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите, как они выглядят.
Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох, разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Игра «Покажи, где летит?»
Педагог: Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки, праздник, лев, ковер, дрова, футбол, рябина, мыло. Молодцы!
Игра «Большой - маленький братец!»
- Я буду большим братцем, а вы маленьким.
- Ла-…, ра.., ло, лу, ры, ро, лы, лэ, рэ
ФИЗМИНУТКА "Улыбнись"
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Повторение чистоговорок:
П: Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
«Составь слово»
- Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра