kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в  группе дошкольников

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»










Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л] — [р]» в группе дошкольников




















Педагог дополнительного образования

Симакова Е.В.





г. Балахна

2025

Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в группе 5-леток

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные:

- учить слышать звук в слове,

- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

- упражнять детей в различении звуков [л] — [ р] в слогах, словах;

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

Развивающие:

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] — [ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Книга с рассказами Е. И. Чарушина.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним случилось интересная история. Хотите послушать? Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

  1. Основная часть:

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Педагог: Мальчик Женя не умел говорить букву "р".

Ему говорят:

- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".

А он говорит: "палоход".

- Скажи: "таракан".

А Женя говорит: "талакан".

- Скажи: "рыба".

А он говорит: "лыба".

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

- Крррааа.

Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

- Крррррррраааа!

Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

- Я "рры" научился говорить!

- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

- Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.

Вот как обрадовался!

Беседа по вопросам.

Педагог: А теперь ответьте мне на вопросы: Какой звук не выговаривал мальчик Женя? Дети: «Р».

Педагог: А какой звук он говорил вместо звука «Р»? Дети: «Л»

Педагог: Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Дети: «Р» и «Л»

Презентация «Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р»».

Педагог: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите, как они выглядят.

Но сначала потренируемся.

Артикуляционная гимнастика: Качели; Гармошка; Лошадка.

Дыхательная гимнастика «Ворона».

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох, разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Игра «Покажи, где летит?»

Педагог: Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки, праздник, лев, ковер, дрова, футбол, рябина, мыло. Молодцы!

Игра «Большой - маленький братец!»

- Я буду большим братцем, а вы маленьким.

- Ла-…, ра.., ло, лу, ры, ро, лы, лэ, рэ

ФИЗМИНУТКА "Улыбнись"

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Повторение чистоговорок:

П: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.


«Составь слово»

- Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра

Зо. Ла, го. Ра, иг. Ла,.шко . ла, што . ра, пи . ла, ко. Ра, аку . ла, кону .ра, детво . ра, ю ..ла, мошко..ра.

Стихи-добавлялки

Педагог: Дедушку зовут Лука, у него болит Дети: рука

Педагог: На столе с картошкой плошка, за столом голодный… Дети: Прошка

Педагог: Рисовал художник ламу и картину вставил в Дети: раму

Педагог Приготовил повар Пров вкусный и душистый … Дети: плов

Педагог: Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я Дети: пил

Педагог: В блеске солнечных лучей по земле бежит Дети: ручей

Игра «Скажи наоборот»

Педагог: Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

Дедушка старый, а внук (молодой).

Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).

Зимой снега много, а весной (мало).

Баба Яга злая, а фея (добрая).

Суп горячий, а компот (холодный).

Снег белый, а уголь (черный).

Заяц трусливый, а лев (смелый).

Ручеек мелкий, а река (глубокая).

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

Шляпа из соломы, какая? - соломенная.

Юбка в полоску, какая? – полосатая.

Варенье из груш какое? – грушевое.

Суп из гороха, какой? – гороховый.

Свет от луны, какой? – лунный.

Серьги из серебра, какие? – серебряные.

Цветы на лугу, какие? – луговые.

Компот из фруктов, какой? – фруктовый.

Сок из смородины, какой? – смородиновый.

III. Рефлексия.

Педагог: Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

Дети: «Л» и «Р»

Педагог: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Симакова Елена Викторовна

Дата: 26.05.2025

Номер свидетельства: 670630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства