Занятие по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Занятие по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Задачи: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Развивать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Воспитывать желание читать их, понимать их глубокий смысл. Развивать монологическую и диалогическую речь детей; выразительно передавать диалоги персонажей. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Расширять словарный запас, употребляя в речи прилагательные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека, решать проблемные речевые задачи, задавая детям вопросы «Как сказать по-другому? Почему?», учить понимать переносное значение пословиц. Поддерживать интерес детей к играм – драматизациям, к играм в кукольном театре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»»
Занятие по развитию речи на тему:
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Задачи: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Развивать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Воспитывать желание читать их, понимать их глубокий смысл. Развивать монологическую и диалогическую речь детей; выразительно передавать диалоги персонажей. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Расширять словарный запас, употребляя в речи прилагательные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека, решать проблемные речевые задачи, задавая детям вопросы «Как сказать по-другому? Почему?», учить понимать переносное значение пословиц. Поддерживать интерес детей к играм – драматизациям, к играм в кукольном театре.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель начинает читать стихотворение, дети продолжают:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
- Кто такой Пушкин А.С.? (Это великий русский поэт). Жил он очень давно. В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Её рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу, и отразилось в его дальнейшем творчестве.
Он написал 7 сказок и много стихов. Сказки А.С. Пушкина очень интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые и злые люди.
- Какие сказки Пушкина вы знаете? Назовите.
- Я предлагаю отправиться путешествовать в сторону сказок. Вспомните и назовите вид транспорта, на котором передвигались герои пушкинских произведений. (На лошадях, в карете, на телеге, на санях, на корабле)
- Я предлагаю отправиться на корабле.
Воспитатель: Что ж, ребята, путь далек. Поплывем мы на восток.
- Чтобы путь наш не наскучил, давайте скажем словами из сказки о том, как мы плывем.
Дети:
Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
-Вот мы прибыли в сказочную страну. Чтобы попасть в сказочную страну, нужно пройти через сказочные ворота. Проходит тот, кто ответит на вопрос, касающийся сказок Пушкина А.С.
Воспитатель:
-Чем ловил старик золотую рыбку? (неводом)
-Что такое невод? (большая рыболовная сеть)
-Как звали царя в сказке о золотом петушке?
-Отгадайте загадку: Не ездок, а со шпорами
Не будильник, а всех будит (петух)
- Кто подарил царю Дадону Золотого петушка? (Звездочет) Кто такой звездочет? (человек, который наблюдает за звездами, изучает их)
- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке» (Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!)
Ложь – как по-другому сказать? – Неправда. Сказка это ложь, неправда, но она предупреждает других, чтобы те ошибки, которые совершил царь Дадон, не повторяли другие ошибки.
Вот мы в сказочной стране. Интересно, в какую сказку мы попали? Давайте посмотрим.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Воспитатель: - В какую сказку мы попали? (В «Сказку о царе Салтане…»)
- Кто завидовал царице? (ткачиха и повариха)
- Что они сделали, когда родился младенец? Как младенец рос в бочке? (не по дням, а по часам) А как сказать по-другому? (очень быстро). Когда царица с сыном оказались на острове, кто исполнял все желания князя Гвидона? (Царевна-лебедь). Какие чудеса происходили на острове?
1 чудо. Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
2 чудо. Выходим из моря
В чешуе, как жар горя
33 богатыря
3 чудо. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает— Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
- Зачем князь Гвидон превращался в комара, муху, шмеля? (Чтобы увидеть отца – царя Салтана). Чем закончилась сказка? Как царь Салтан поступил с ткачихой и поварихой?
Тут во всем они признались, Повинились, разрыдались; Царь для радости такой Отпустил всех трех домой.
В этой сказке Пушкин учит нас прощать тех, кто когда-то причинил нам зло.
Физминутка. В сказке князь Гвидон превращался в муху, комара, шмеля. А сейчас мы превратимся в насекомых.
- Представьте себе, что вы пчелы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. А утром пчелы проснулись.
Улыбнулись, потянулись
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели
На четвертый полетели.
Воспитатель: Посмотрите, сундучок. Что же в нем лежит? (Зеркальце и яблоко).
- Из какой сказки эти предметы? Кому принадлежало зеркальце? Какое свойство имело зеркало? О чем спрашивала царица зеркальце? Кто в этой сказке поначалу был всех милее?
- И действительно, «она была высока, стройна, бела и умом, и всем взяла». И не было на свете красавицы, равной ей, пока не подросла молодая царевна, которая не только хороша собой была, но, в отличие от мачехи, отличалась нравом кротким и сердцем добрым.
- Как молодая царевна оказалась в лесу? Кто приютил царевну в своем тереме? Как жилось царевне у 7 богатырей? Как они относились к молодой царевне?
( по доброму, ласково, с уважением). Кто отправилась на поиски царевны? У кого Елисей просил помощи? Кто помог королевичу? Чем закончилась сказка? (и с невестою своей обвенчался Елисей). А что произошло с царицей – мачехой? (от тоски, злобы умерла) В этой сказке добро победило зло.
3. Показ иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
К какой сказке нарисована эта иллюстрация? В какую сказку мы попали? Давайте посмотрим отрывок из этой сказки. (Театрализованный показ сказки)
«Жил старик со своею старухой У самого синего моря………
Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».
- Где жили старик со старухой? (В ветхой землянке)
-Ветхая – это какая? (Старая, дряхлая, разрушающаяся от старости)
-Кто выполнял все просьбы старика? (Золотая рыбка) - А нам золотая рыбка предлагает поиграть в игру, которая так и называется «Золотая рыбка»
- Представьте, что это море, в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку с заданием под таким же номером. Я прочитаю вопрос, а вы на него ответите.
1 карточка. Сколько раз закидывал старик невод в море? С чем пришел невод в первый раз? (с одной тиною)
Во второй раз – с травой морской.
В третий – с золотой рыбкой.
2 карточка. Какая старуха была в сказке? (жадная, злая, своенравная сварливая)
Как в сказке море отзывается на жадность старухи?
А) Море слегка разыгралось.
Б) Помутилось синее море.
В) Не спокойно синее море.
Г) Почернело синее море.
Д) На море черная буря.
3 карточка. Задание «Продолжи пословицы»
Влез кот на сало и кричит «Мало!»
Глаза завидущие, руки загребущие.
Жадность – что река, чем дальше, тем шире.
Кто много имеет, еще больше хочется.
О чем эти пословицы? (о жадности)
Кому из героев сказки подходят эти пословицы?
4 карточка. Как золотая рыбка проучила старуху? Кому из героев сказки вы хотели бы помочь? (Старику)
Придумайте свой конец сказки.
Например:
1 ребенок. «Ждал, ждал старик золотую рыбку, не дождался, пошел домой. По дороге его встретила добрая фея, жалко ей стало старика, решила ей помочь. У неё была волшебная палочка. Она прикоснулась к старухе и та забыла о том, что требовала от старика. А старик был трудолюбивый, починил избу, корыто и стали жить поживать и добра наживать».
2 ребенок. Приплыла золотая рыбка, дала старику волшебное колечко и сказала: «Если что-то хочешь пожелать переложи колечко из одной руки в другую и все исполнится. А у старика было одно желание, чтобы старуха была доброй, щедрой, приветливой. Переложил колечко старик из одной руки в другую, пришел домой, а на пороге дома старуха его встречает с пирогами, квасом».
5. Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие. На память о нашем путешествии золотая рыбка приготовила сюрприз. Вы его получите, если отгадаете загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
-Кто это? Чем покрыто тело рыб? (Чешуей)
- На что они похожи? (на монетки). Эти монетки она и дарит вам.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}