Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет. Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.
- Закрепить у детей понятия: «звук», «буква», знать их отличия.
- Упражнять в составлении слогов и слов.
- Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.
- Повторить выполнение аппликаций.
1.Приветствие, знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)
Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг
- Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
- Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).
- Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).
- Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).
- Здравствуй, мир! (широко разводят руки)
- И здравствуй, я!
- Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)
Дети садятся на стульчики в круг
2. «Волшебный клубочек». Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)
3. Назови соседа
Назови имя соседа, сидящего справа от тебя
4. Танцевальный этюд «Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15—20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему — и так по кругу.
Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)
Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)
Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)
Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)
5. Сказка. Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".
Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.
Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.
Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.
Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.
Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.
Вот такая сказка. Беседа по сказке:
- О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)
- Как звали девочку?
- Какая она была?
- Какая у девочки была беда?
- Кто помог девочке?
- Что случилось потом?
6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.
На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мой парус ветер ловит, И волны режет киль, Меня не остановит Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)
7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта». (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).
Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.
13. Закрепление знаний о буквах.
Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово
(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж). На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.
14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова). Из чего состоят слова? (из слогов). А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками — слогами). Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.
15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках ). Задача – собрать слова
16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?
Смотрите, здесь письмо.
«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».
15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.
Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)
Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.
Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.
Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
Ухо - Слушаем всегда внимательно
Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.
Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.
Упражнение «Теплые ладошки»
Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.
Приложение 1. Лепестки Речецветика
С пальчиками мы играем и массаж мы получаем
(пальчиковая гимнастика)
Книги разные читаем, в них о многом мы узнаем
Слушаем всегда внимательно
Говори на выдохе плавно и ясно
Говори всегда красиво, смело и неторопливо
РЕЧЕЦВЕТИК
Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.