1.Задание. Повторение правил. Мозговой штурм. Все слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Если в слове много звуков- слово длинное. Если в слове мало звуков то слово короткое . Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - это такие звуки, которые мы можем пропеть и протянуть. При их произношении голос не встречает препятствий. Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой. Согласные звуки - это такие звуки, при произношении которых мы встречаем преграды:губы.зубы и язык. Их нельзя долго тянуть или петь. Согласные звуки бывают твердые и мягкие («большой братец» и «маленький братец»). Твердые согласные звуки обозначают синей фишкой. Мягкие согласные звуки обозначают зеленой фишкой. 2 .Дидактическая игра «Не ошибись». Воспитатель: - Возьмите три фишки: красную, синюю и зеленую, положите перед собой. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку. Примерные звуки: б, о, дь, к, у и т.д. 3. Работа со звуками. Незнайка принес нам карточки. Воспитатель достает карточки, на которых изображены: жук, желудь, шары, шишки, часы, мячик, щетка, щенок, цапля, цифра, майка, лейка. I часть. Воспитатель вывешивает картинки на доску: справа изображены предметы со звуками й, ч, щ: лейка, майка, мячик, часы, щетка, щенок. Слева со звуками ж, ш, ц: жук, желудь, шары, шишки, цапля, цифра. Дети называют изображенные на картинках предметы. Далее воспитатель объясняет детям, что согласные звуки не все бывают твердые, мягкие. Есть звуки, которые не имеют «братца», они бывают всегда твердые или всегда мягкие. Справа на доске вы видите картинки. Назовите слова: -Лейка, майка. Произнесите эти слова. Какой одинаковый звук вы слышите. -Правильно, это звук й. Запомните, что звук й всегда только мягкий согласный, у него нет «старшего братца» - звук й всегда обозначают зеленой фишкой. Назовите следующие слова: часы, мячик. -Какой одинаковый звук вы слышите? -Правильно, это звук ч. Запомните, звук ч всегда мягкий согласный звук. У него нет «большого братца». Его обозначают зеленой фишкой. ( Аналогично проходит знакомство с мягким согласным звуком щ). Физкультминутка (проходят на ковер) II часть. - Теперь рассмотрим картинки слева на доске. -Назовите, что на них изображено: жук, желудь. -Какой одинаковый звук вы слышите в словах? - Правильно. Это звук ж. Запомните, что звук ж всегда твердый согласный звук, у него нет «маленького братца». Его обозначают синей фишкой. - Посмотрите и назовите, что вы видите на двух других картинках? Шары и шишки. - Какой звук слышен одинаково? - Правильно, это звук ш. Запомните, что звук ш всегда твердый согласный звук, у него нет «маленького братца». Его обозначают синей фишкой. ( Аналогично проходит знакомство с твердым согласным звуком ц). 4. ЗАС слова «»ЖУК» -Поможем Незнайке выполнить звуковой анализ , а вот какого слова ,вы узнаете если отгадаете загадку. Загадка. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (Жук) Звуковой анализ слова жук - В слове жук, сколько звуков? - Какой первый звук? (ж) - Звук ж - это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Если он твердый согласный звук, то какой фишкой будим обозначать этот звук? - Какой второй звук в этом слове?«у» - Какой третий звук? («к» твердый согласный звук, синей фишкой). Сколько в слове гласных звуков, сколько согласных звуков? -Какой в слове жук первый звук Ж. Звук Ж на письме обозначается буквой Ж. Давайте попробуем выложить его их счетных палочек. 5. Дидактическое упражнение «Назови слова на заданный звук». Воспитатель предлагает придумать слова, в которых встречаются звуки й, ц, щ, ж, ш, ч.. Примерные слова: зайка, майка, цапля, циркуль, щетка, щенок, жизнь, жаль, швабра, шутка, чеснок, число. Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Этот пальчик мой танцует Этот вот кружок рисует, Этот пальчик звонко скачет будто легкий легкий мячик, А мизинчик мой малыш ноготком скребет как мышь, А вот этот толстячок , вот улегся на бочок. 6. Работа в тетради. |