Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Какие ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, лыжах, игра в снежки)
Вывешивает картинку с детскими играми зимой на доску.
Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.)
Какое следующее время года? (ответ детей)
А что же в народе о весне говорили, вы, ребята, знаете?
1. Увидел грача – весну встречай.
2. Апрельский цветок ломает снежок.
3. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.)
Вывешивает картинку пейзажа на доску.
Что хорошего вы знаете о весне? (природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.)
Назовите весенние месяцы?(март, апрель, май)
Вывешивает картинку с детскими играми весной на доску.
Что делают дети на картинке? (запускают кораблики и т. д.)
Кто весну на крыльях приносит? (птицы)
Как называются эти птицы? (перелетные)
Назовите перелетных птиц, которые к нам прилетают? (чайки, гуси, утки)
А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие)
Назовите зимующих у нас птиц? (голуби, воробьи, синицы)
Физкультминутка. Подвижная игра «Зимующие и перелетные»
Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если я назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно отвечать.» называет: синица – приседают. Называет: чайка – «машут крыльями».
Весна пройдет, а за нею …
Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
Вывешивает картинку пейзажа на доску.
Назовите летние месяцы? (июнь, июль, август)
Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное)
Что хорошего несет с собой лето?
Вывешивает картинку с детским отдыхом летом на доску.
Что можно делать летом? (отдыхать, купаться, загорать, играть в мяч).
Летом все цветет, деревья зеленеют.
Вы сейчас раскрасите деревья, но не обычным способом. Послушайте про это сказку.
Пальчиковая гимнастика под сказку.
Сказка «Пальчики»
Жили на свете Пальчики. Они очень скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой.
Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что захлопали в ладоши от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу.
Когда кисточка вернулась. Она увидела сочные, оранжево-красные кисти рябины, освещенные солнцем и замерла от восторга. Нежно и ласково погладила Кисточка своими ворсинками уставшие Пальчики и произнесла: «Какие вы молодцы: такую красоту нарисовали!».
Дети рисуют пальцами листья на деревьях. Можно часть детей посадить собирать пазлы «зима-лето».
Но недолго осталось тешиться теплыми летними деньками. До свидания, лето красное!
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?
Принесла вам хлебушка на весь год, разных овощей полный огород.
Игра «Овощи – фрукты».
Достает из коробки то овощи, фрукты и складывает в разные кучки.
Дети говорят названия, а в конце отвечают на вопрос: почему в разные кучки сложено? (потому, что это овощи, а это – фрукты)
Какая осень у нас? (яркая, золотая, солнечная, пасмурная, дождливая)
Вывешивает картинку с семьей на доску.
Что вы видите на картинке? (мама с ребенком и собакой гуляют в парке).
Осенью идет дождь и дует ветер.
Сказка об осеннем ветре
Жил-был ветер. Сначала хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду ветру радовались… Подует ветер с поля – аромат горячих колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует – запах скошенной травы прилетает. Снова люди довольны.
Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет, люди радуются – нарадоваться не могут.
Ветер умел делать многое. Умел листать страницы книг. Правда, не всегда в нужную сторону. Умел сушить стираное белье не хуже солнца. А еще умел надувать парус лодки и гнать ее по синему морю.
Все у ветра хорошо получалось. И поэтому, если иногда он слишком громко хлопал окнами, никто на него не обижался. Ведь что бы делали люди жарким летом без доброго свежего ветра1
Так было летом. Но вот пришла осень. Небо затянулось тучами серыми-серыми. Дождь полил сильный-сильный. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только ветер на улице остался. Не было у него дома.
Остался ветер под холодным дождем без крыши. Летал он по холодному лесу среди облетевших, без единого листочка деревьев. Летал ветер в поле, в поле сером, без единого желтого, теплого колоска. Летал над холодным морем. Не синим, как летом, было море, а серым, как осенний дождь. Летал-летал озябший ветер, и чем быстрее он летал, тем холоднее становилось.
Совсем замерз ветер. А люди в теплых домах спрятались.
«Попрошу людей пустить меня в дом погреться», - решил ветер. Подлетел ветер к самому красивому дому, постучал в окно.
- Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно.
Но люди плотнее закрыли рамы и отошли от окон.
«Они не узнали меня», - подумал ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.
Но люди не понимали слов ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами. Люди не знали языка ветра. Вместо того, чтобы открыть окна и пустить ветер погреться, люди вставляли вторые рамы.
- Какая непогода! Какой дождь! – говорили люди. – Какой холодный ветер!
- Я не холодный, - плакал ветер, - я замерзший.
Но люди его не понимали.
Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и теплыми, как снежные одеяла. Конечно, это был голос зимы.
- Ветер, - сказала зима, - не плачь, ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Легкую, красивую, теплую. Ты быстро согреешься.
И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен. Она действительно была теплой и красивой.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал.
А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ему немножко обидно. Потому обидно было ветру, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге.
Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придет жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру…
Физкультминутка «Зимние ветра».
Заметет дорожки пороша: «ш – ш – ш – ш»,
(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону)
Завьюжат вьюги: «в – в – в – в»,
(круговые движения руками).
Закружит метель: «у – у – у – у»,
(дети кружатся и садятся).
За богатый урожай мы должны быть благодарны всем временам года: зимой земля отдыхает, сил набирается, весной будущий урожай сажают, летом он спеет, да созревает, а только осенью его собирают. Поэтому все времена в народе любимы, каждое время года с радостью встречают и провожают.