Просмотр содержимого документа
«Волшебная страна Эмоций»
Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшей группы «Волшебная страна Эмоций»
Тема: «Волшебная страна Эмоций».
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников
Задачи:
• Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;
• Сохранять здоровье воспитанников через психогимнастику;
• Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
• Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
Состав группы: возраст участников: 5 - 6 лет
Продолжительность занятия и системность: 25 минут, может использоваться как самостоятельное занятие, так и в системе работы по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Материал для занятия: Домик, ёмкость с водой, гуашь чёрного и желтого цветов, пиктограммы эмоций, зонтик, «волшебный мешочек», картинки-смайлики (улыбка) ноутбук.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Ход занятия:
Приветствие. ( Дети стоят в кругу)
Педагог: Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Я вам предлагаю еще один способ приветствия.
1. Игра-упражнение:
«Приветствие разными частями тела» (Руки, ноги, уши, колени, локти, носики) Придумайте еще, как можно поздороваться необычными способами. Вот вы друг- друга поприветствовали.
Что чувствуете вы сейчас?
(ответы детей «веселье, радость»)
Педагог: -А что это такое- «веселье и радость»?
Дети: -Эмоции
Педагог: - Ребята, а что такое эмоции? (ответы детей: например: «удивление», «радость», «грусть» - это эмоции, «страх» - это тоже эмоция, эмоции бывают положительные и отрицательные и др.) (пиктограмма)
Исследовательская игра «Вода»
-Сегодня я для вас принесла емкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она состоянии? Она спокойная. А сейчас мы будем с ней общаться. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Также и с людьми, если мы общаемся, то испытываем разные чувства. Если в воду добавить чёрной краски, то вода помутнеет, почернеет. Настроение испортилось. А если добавить желтой, то вода становится яркой и красочной.
Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Развеет все сомнения
Азбука настроения.
-Ребята, сегодня я хочу вам предложить, отправиться в увлекательное путешествие, в волшебную страну Эмоций, чтобы научиться их различать.
-Ну, на чём нам добраться туда? А поможет нам в этом волшебный зонтик:
«Зонтик, зонтик покружи,
В страну Эмоций нас неси».
-Итак, мы оказались с вами в стране Эмоций.
Что за домик расписной,
И чудесный он такой,
Кто же в доме том живёт,
В гости нас к себе зовёт?
Никого нет дома. Где же все жители этой страны? (эмоции)
Ребята, эмоции просят помощи.
Злая ведьма заколдовала их домик, и они не могут из него выбраться.
Эмоции мы спасём, вас на помощь позовем.
А для этого нам надо выполнить несколько заданий.
В стране эмоции есть город сказок.
А сейчас мы вспомним героев наших сказок.
Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1. Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» ( «Краденое солнце» фрагмент)
(радость)
Давайте поможем выбраться из домика эмоции Радость
Давайте опишем ее – эмоцию Радость ( карточка): человек рад, он улыбается, уголки губ приподняты, глаза прищурены. Его переполняют чувства, ему хочется кричать, плясать, прыгать.
Ему хочется выплеснуть переполняющую его радость.
Когда вы радуетесь?
Упражнение с мячом «Я радуюсь, когда…» ( дети отвечают)
«Я радуюсь, когда все радуются, всем весело».
«Я радуюсь, когда у всех праздник
«Я радуюсь, когда все здоровы».
«Я радуюсь, когда мама говорит: «Ты моя радость» и т.д.
Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у
ваших друзей хорошее настроение, вам за них радостно? Старайтесь
поделиться своим хорошим настроением с окружающими вас людьми.
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.
Теперь мы с Вами отправимся спасать еще одну эмоцию-Злость.
(Показ фрагмента мультфильма К. Чуковского «Мойдодыр»)
Педагог показывает карточку человека, который злится.
У разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко раскрыты,
пальцы рук сжаты в кулак. Губы иногда сжаты, зубы стиснуты, иногда,
наоборот, человек громко кричит. Он может сильно размахивать руками или
топать ногами.
Упражнение с мячом «Закончи предложение»
«Злость- это когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мама злится, когда…»
«Воспитатель злится, когда…»
Игра "Прогони злость"
Ведущий: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра « Угадываем чувства»
1. Тренируем эмоции
Попросите ребенка:
Нахмуриться, как осенняя туча;
как рассерженный человек;
как злая волшебница.
Улыбнуться, как солнце;
как хитрая лиса;
как радостный человек;
как будто он увидел чудо.
Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное;
как два барана на мосту;
как человек, которого ударили.
Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу;
как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака.
Упражнение «Выбери правильно»
Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.
Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:
Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?
Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?
Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?
Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?
Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?
Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?
Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети
Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?
Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?
Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?
Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?
Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?
Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?
Упражнение «Волшебный мешочек»
Ребята, давайте мы отправим в мешочек все наши отрицательные эмоции.
(Дети перечисляют знакомые отрицательные эмоции: обида, страх, гнев, плохое настроение и т. д)
Мешочек, встряхнём и посмотрим, что осталось в нём.
Посмотрите все наши обиды превратились в улыбки! (раздать детям смайлики- Улыбка ( сюрпризный момент).
Молодцы! Справились с заданиями злой ведьмы! Вернули все эмоции.
Какие эмоции мы спасли?(ответы детей: радость, злость).
Рефлексия
Нам пора возвращаться!
«Зонтик, зонтик покручу,
Ребят всех в группу я верну»
Ну вот мы и вернулись из нашего путешествия.
Ребята вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравился больше всего?
Что для вас было самым интересным? (ответы детей)
Упражнение "СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК".
o Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
o Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке
o Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
o Он забрался на живот - погладь животик.
o Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.
Педагог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)