Материал и оборудование: игрушки ежик и медведь, елка, пенек, пиктограммы с изображением эмоций (грусть, радость, злость, удивление, страх, спокойствие), аудиозапись, картинки со сказочными героями, картинки детей, изображающих разные эмоции, фотографии родителей воспитанников с разными эмоциями.
Предварительная работа:
Беседа о человеке, об эмоциях, о ситуациях которые вызывают те или иные эмоции.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей с разными эмоциями. Чтение стихов, загадок о настроении, о различных проявлениях эмоций, о характерах и различном поведении людей.
Малоподвижная игра «Угадай настроение», сюжетная игра «День рождение», игровая ситуация «Как поднять настроение другу».
Взаимодействие с семьей: фотографии членов семьи с различными эмоциями.
Организация: в ситуации участвует подгруппа детей.
Развитие образовательной ситуации:
Приветствие:
Вышли дети на лужок,
Встали дети все в кружок,
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим.
Воспитатель: ребята , а вы можете, посмотрев друг на друга сказать у кого какое настроение. (Ответы детей).
Воспитатель: я вижу, что не все могут догадаться и понять по лицу, у кого какое настроение. Я вам предлагаю отправиться в путешествие «В страну эмоций», чтобы научиться их различать. Это нам поможет лучше понимать друг друга. Согласны? (Да).
Воспитатель: На чем туда можно добраться? Не забывайте, что страна сказочная. (Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путь на ковре-самолете. Согласны? (Да).
Воспитатель: Занимайте места и в путь. Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова:
«Энике-бенике, коврик лети
В страну волшебную нас отнеси»
(включить аудиозапись песни Маленькая страна Наташи Королёвой).
Ребята, держитесь крепче! Посмотрите вокруг, что вы видите? Например, я вижу вдалеке птиц, а вы? Что ещё можно разглядеть с высоты птичьего полёта?
(Ответы детей).
Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько всего вы увидели.
Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим волшебные слова:
«Энике-бенике коврик спустись
В стране волшебной мы появись».
(отключить аудиозапись).
Итак, мы с вами приземлились в стране Эмоций. На станции «Фотовыставка». Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение:
«Азбука настроения»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас – настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(Краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций).
Посмотрите на фотографии, что вы видите? (фото с изображением членов семьи с разными эмоциями). Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, а на той картинке нарисованы смешные лица. Они точно повторяют эмоции на фотографиях. Правда, похожи? (Да).
Воспитатель: Ну что предлагаю вам двигаться дальше и знакомиться с эмоциями. А помогут нам в этом сказочные герои.
Физкультминутка: «Жираф».
«Злость» (пиктограмма).
«Сердитый еж»
Жил да был сердитый еж,
Всех пугал иголками,
Он ни с кем не дружил,
И сидел под елкою.
Воспитатель: ребята, а давайте ёжика научим расслабляться.
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ёжик то у нас успокоился. Теперь мы можем познакомиться с ещё одной эмоцией – «Спокойствие». Показать пиктограмму «Спокойствие».
Дети рассматривают пиктограмму.
Воспитатель:
Ежу спокойно на душе,
Легко ему шагается,
Ему, конечно, хорошо,
Хоть он не улыбается.
Воспитатель: Ну, вот ёжик успокоился ну, а мы двигаемся дальше.
(Пиктограмма «Грусть»).
«Мишка»
Мишка грустный сидит на поляне –
Мишка устал, мишке хочется к маме.
Мишка, мишка, не грусти –
Лучше с нами пошали.
Нас тут много, ты один,
И грустить тебе мы не дадим.
Игра музыкальная веселая
Воспитатель: Посмотрите, Мишке понравилась наша игра, и он стал весёлый.
(Показываю пиктограмму «Радость»).
А тебе цветочек радости мы подарим фотографию с нашими улыбками , что бы ты всегда был радостный и никогда не грустил
Но нам пора возвращаться. Попрощаемся с жителями страны Эмоций.
Помашем им рукой. Занимайте места на нашем ковре-самолете.
Скажем волшебные слова:
«Энике-бенике ковер поднимись
Энике-бенике в группу вернись».
(включить аудиозапись песни Маленькая страна Наташи Королевой).
«Цветок» Педагог: «Ребята! Представьте, как здорово быть …цветком! Вырасти из крохотного семечка, и радовать всех вокруг красотой и гармонией! Чувствовать, как тебя наполняет свет, сила и покой. Давайте прикоснёмся к таким ощущениям! Слушайте и повторяйте движения».
Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками) Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и выдох, вдох и выдох) Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись, «подрожали», подняли голову) Только солнышко взошло.
Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку») И пошёл наверх росток (медленно встаем) Посмотреть на лучик света Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко)
Распустил листочки-ручки. Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в стороны) Набежали в небе тучки и закапал дождь весенний. (плавно подвигали плечами, локтями, пальцами)
А потом бутон красивый стал готовиться к раскрытью. (покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад) Рос, крепчал, копил все силы – Бах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки)
И качает ветерок Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся!!!)
Ну, а пока мы с вами летим, давайте вспомним эмоции, которые мы с вами испытали. Сначала покажите эмоцию грусти, радости, злости, страха, удивления и спокойствия.