Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень», корзина, указка,Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, гофрированная бумага, цветная бумага, ножницы, клей, угощения.
Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами – рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики.
Ход Занятия:
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответ детей)
-А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)
-А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображенаосень. (Дети показывают и называют)
- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислалаосень.
-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)
-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть
Физкультминутка «Желтые листья».
Что такое листопад?
Представьте, что ваши кисти рук — это листья.
Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки.(Клена.)
Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (Воспитатель проверяет напряженность пальцев.)
Хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение еще раз. Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной.
(Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону.) Теперь листики дрожат на ветру. (Быстрые движения пальцами рук.)
Ребята осень – настоящая волшебница: она не только разукрасила листочки на деревьях, но еще успела побывать в садах и огородах.
- Чем порадовала нас осень? (урожаем)
Осень прислала нам посылку и письмо, значит она еще и щедрая. Она просит содержимое не доставать сразу, а угадать, что там лежит.
1. Среди осенней желтизны они, конечно, не видны.
Шапочки да ножки – вот и все Ермошки. (грибы)
2. Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (морковка)
3. У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый. (помидор)
4. Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их. (огурцы)
5. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
6. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
7. К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы)
Игра «поваренок»
- А что можно приготовить из фруктов (компот, сок, салат, варенье)
- Как будет называться варенье из фруктов (фруктовое варенье)
- Давайте приготовим варенье из … яблок и. т. д. (отвечают дети)
- Скажите, пожалуйста, что можно приготовить из овощей (суп, салат, сок)
Сок, который выжимают, из овощей будет называться как? (овощной сок)
Давайте приготовим сок…. из моркови. (отвечают дети)
Ой, а куда же делась вся наша морковка? О смотрите в корзине кто то оставил записку
«Я морковку не ел»
Заяц.
Так значит, к нам в гости приходил зайка и съел всю морковку. Предлагаю пополнить наши запасы. Для этого нам понадобится оранжевая цветная бумага, зеленая гофрированная, ножницы и клей.
Итог Н. О. Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?
- Что вам понравилось на занятии?
-Ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие вы интересные рассказы придумали по таблице.