· Обучающая – познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
· Развивающая – развивать логическое мышление у учащихся, умение систематизировать полученную информацию, умение анализировать и обобщать
· Воспитательная – Способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания.
Оборудование урока: Термометры - воздушный, медицинский, водный, почвенный. Оборудование для опытов (стаканы с тёплой и холодной водой). Демонстрационная модель термометра. Слайды к уроку. Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
- Проверили готовность к уроку. А теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):
- Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.) Слайд 2.
Учитель демонстрирует термометр.
- А что это такое и для чего используется?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Термометр и температура» »
Развитие речи «Книга открытий» логика Занятие7
Тема: «Термометр и температура»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Обучающая – познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
Развивающая – развивать логическое мышление у учащихся, умение систематизировать полученную информацию, умение анализировать и обобщать
Воспитательная – Способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания.
Оборудование урока:Термометры - воздушный, медицинский, водный, почвенный. Оборудование для опытов (стаканы с тёплой и холодной водой). Демонстрационная модель термометра. Слайды к уроку. Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку “5”.
- Проверили готовность к уроку. А теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):
- Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.) Слайд 2.
Учитель демонстрирует термометр.
- А что это такое и для чего используется?
IV. Поиск решения учебной задачи и формулирование темы.
- Чему вы научитесь на уроке? (Правильно измерять температуру.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Как измеряют температуру. Термометр.) Слайд 3.
- А что бы вы хотели узнать об этом сегодня?
Дети самостоятельно определяют круг вопросов, которые их интересуют, ответы на которые им пока неизвестны. (Как определить степень нагретости тела? Как называется прибор, с помощью которого измеряют температуру? Как пользоваться термометрами? Какие бывают виды термометров?) Слайд 4.
- Ребята, как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться? (ответы детей). Одновременно на доске появляются цели урока. (Определить значение термометров в нашей жизни. Познакомиться с видами термометров. Научиться измерять температуру воздуха, воды и тела человека.) Слайд 5.
Открытие новых знаний.
- Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)
- Температуру нужно уметь измерять потому, что:
температура воздуха является одной из характеристик состояния атмосферы, она определяет погодные условия на Земле, климатические зоны;
температура тела человека – одна из главных характеристик состояния его здоровья, умение определять ее необходимо для осуществления профилактики и выявления заболевания на ранних стадиях;
температура воды, обладая высокой теплоемкостью, регулирует климат Земли. Слайд 6.
Физминутка.
Есть одна планета – сад (показываем руками шар) В этом космосе холодном (обнимаем себя). Только здесь леса шумят (машем руками над головой), Птиц скликая перелетных (машем руками). Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой (приседаем), И стрекозы только тут (кружимся на месте) В речку смотрят удивленно (смотрим друг на друга). Береги свою планету, Ведь другой, похожей, нету!
Проведение опыта “Как определить степень нагретости тела?” (Слайд 7)
- Перед вами три стакана. Одновременно опустите пальцы в холодную и горячую воду.
- Через одну минуту перенесите оба пальца в теплую воду и понаблюдайте за своими ощущениями.
Дети начинают описывать свои ощущения. Они высказывают разные мнения по поводу степени нагретости воды: в одном и том же стакане вода кому-то казалась холодной, а кому-то теплой и т.п.
- Чтобы определить, в каком стакане вода холодная, в каком – теплая, а в каком – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр.
Знакомство с устройством термометра. Слайд 8.
Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики объединяются в группы.)
- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена подкрашенной жидкостью, шкала с делениями, корпус термометра).
- Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0,показывают количество градусов тепла, ниже 0 -количество градусов холода.
- На шкале нанесена граница тепла и холода - 0.
Градус – единица измерения тепла и холода. Шкалу с трубкой закрепляют в корпусе. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
- Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице? (Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)
- Что вы узнали? Сделайте выводы.
Изучение разных видов термометров. Слайд 9.
-Посмотрите на эти термометры: воздушный, водный, медицинский, почвенный.
- Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).
-Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).
- Как вы думаете, почему термометры так называются? (ответы детей)
Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;
Водный - для измерения температуры воды;
Почвенный - для измерения температуры почвы.
- Что вы узнали? Сделайте выводы
Практическая работа № 1. Термометр для измерения температуры тела. Слайд 10.
- Найдите термометр, которым измеряют температуру тела человека. Как мы обычно его называем?
- В медицинском термометре шкала начинается с 34°и заканчивается 42°. Почему?
- В его трубке чаще всего ртуть. Это вредное вещество.
Практическая работа № 2. Термометр для измерения температуры воды. Слайд 11.
- Найдите водный термометр. Рассмотрите его. На его шкале градусы от 0 до 100. Почему такие значения?
- Возьмите ваши стаканчики с водой и опустите в тот, где вода холоднее.
Температуру определяют, не вынимая термометр из воды.
- Теперь этот же термометр переставим в стакан с горячей водой.
Что вы наблюдаете? Если температура понижается, жидкость в трубке опускается и наоборот.
Физкультминутка.
Почему повсюду лужи? Мама зонтик свой берёт. Почему же? Почему же? Потому что дождь идёт.
Практическая работа № 3. Термометр для измерения температуры воздуха. Слайды 12- 13.
- Найдите воздушный уличный термометр. Его шкала начинается с отметки – 50° и заканчивается отметкой +50°. Почему такая разница в значениях?
- Как правильно выбрать место для того, чтобы укрепить уличный термометр?
- Давайте определим температуру, которая сейчас на улице.
V. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор.
- Подведем итог. Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром.
Разработка детьми правил пользования термометром. Слайд 14.
Используйте термометр исключительно для измерения температуры.