1. Оргмомент. Игра с мячом «Ответь на вопрос». Логопед по очереди бросает детям мяч и каждому задает вопрос: «Кто ты для дедушки? Как зовут твою бабушку? Кто для тебя Олег?»
^ 2. Развитие мелкой моторики. Игровое упражнение «Кто пришел?».
Кто пришел? Ладони прижаты друг к другу, большой палец одной руки
трогает большой палец на другой руке.
Мы — мы — мы, Соединяются — разъединяются все пальцы,
Папа, папа, это ты? Опять большие пальцы,
Да — да — да, указательные пальцы,
Мама, мама, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, средние пальцы,
Братец, братец, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, безымянные пальцы,
Ах, сестрица, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, мизинцы трогают друг друга,
Все мы вместе? Большие пальцы,
Да — да — да. все пальцы, кроме больших.
^ 3. Согласование существительного с глаголом. На доске две картинки — мальчик и девочка. Логопед предлагает детям догадаться, про кого она сказала слово «пил», про девочку или про мальчика. Дети должны повторить словосочетание: «Мальчик пил, девочка пила». Далее выставляются еще две картинки — бабушка и дедушка. Логопед говорит слово «сидел» (пел, стоял, бежал). Дети должны уже самостоятельно пояснить, что слово «сидел» можно сказать про мальчика и дедушку и т.д.
^ 4. Употребление антонимов. Игра «Наоборот». Логопед поясняет, что члены семьи разные по возрасту. «Папа, мама — это взрослые люди. А кто еще есть в семье? — Взрослые и дети, старшие и младшие, молодые и старые».
5. Физкультминутка. См. занятие № 1, тема «Семья».
6. Развитие связной речи. Логопед читает детям рассказ «Дедушка и очки».
«Дедушка надел очки и стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Я тоже хочу читать. Купи мне очки». Вопросы: «Что делал дедушка? О чем попросил его внук? Научится ли читать внук, если наденет очки?» Далее логопед читает рассказ еще раз и предупреждает детей, что сегодня будут его пересказывать. Только пусть каждый придумает, что ответит внуку дедушка. Читает рассказ, заслушивается пересказ 3—4 детей. Оцениваются итоги.
^ 2. Развитие мелкой моторики. Игра «Сосульки разговаривают». «С крыши свисают сосульки. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:
С толстых сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк, каждый палец
Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк, касается стола
С тонких сосулек плик-плик-плик-плик-плик. с изменением силы голоса
Вечером похолодает. «Пляк» — упадет капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра».
^ 3. Введение в тему. «Догадались вы, про что сегодня будем говорить? — О весне. — Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:
Предлагают детям тоже позвать весну и попросить у нее, кто что желает.
^ 4. Расширение словаря прилагательных. На доске появляется картинка «солнышко» (затем «снег», «небо»).
Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...
^ 5. Составление предложений с противительным союзом. «Зима и весна похожи друг на друга? — Нет. — Давайте про это расскажем». Логопед начинает предложение, а дети повторяют его слова и добавляют свои.
Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).
6. Физкультминутка. Игра «Ручеек». Дети стоят, взявшись за руки. Пары стоят друг за другом. У одного пары нет. Он идет между детьми, берет кого-нибудь себе, они образуют пару, оставшийся начинает движение и т.д.
^ 7. Развитие памяти. Детям предлагают выучить маленькое стихотворение.
Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!
8. Итог занятия.
^ Тема «Ранняя весна» (занятие № 2)
Цель:
— распространение предложений путем введения определений;
^ 2. Введение в тему. «Получено письмо от Незнайки. Поможем исправить ошибки». Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи. Определить, что подходит к весне, а что к зиме.
^ 3. Составление предложений с несколькими определениями. Детям предлагают придумать предложения, да не простые, а очень длинные. На каждое названное слово ставится фишка. «Весной солнце... яркое, теплое, ласковое, высокое. Весной небо... голубое, чистое, высокое, безоблачное, ясное. Весной снег... липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый. Весной ручьи... звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые.
4. Физкультминутка. Игра «Весна и ручей». Мальчики стоят в двух колоннах. Девочки — весна подходят змейкой к первой колонне и спрашивают:
Мальчики из 1-й колонны подбежали змейкой ко 2-й колонне, и снова повторяется этот же диалог. Затем все бегают по группе в колонне, змейкой, как ручеек.
^ 5. Развитие связной речи. Дети вспоминают, что говорили про небо, солнце, снег, ручьи. Логопед предлагает детям на этом материале составить рассказ о весне. Говорит, что начало будет у всех одинаковое, а середину каждый придумает свою. Здесь надо сказать про солнце, про весеннее небо, про звенящие ручейки, про сходящий снег. А закончить рассказ можно своим отношением к этому времени года, например: «Я очень ждал весну. Я рад весне. Я люблю весну». Заслушивают 3—4 рассказа. Оценивают.
^ 6. Итог занятия. «О чем мы говорили?»
Тема «Зима» (занятие № 4)
Цель:
— активизация словаря по теме «Зима»;
— закрепление пространственных представлений (снизу — сверху, слева — справа, наверху);
— развитие связной речи, составление рассказа по картинке.
Оборудование: картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».
2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку.
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).
«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).
^ 3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно — слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1—2 рассказа).
4. Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем
5. Заслушивают еще 1—2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.
^ 6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2—4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их
7. Итог занятия.
^ Тема «Дикие животные зимой» (занятие № 5)
Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос.
Оборудование: серия картин «Дикие животные зимой».
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Что за зверь?». «Сегодня будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах». Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке шарик. Он поднимает шарик вверх, говорит: «Вот зверь». Дети: «Что за зверь?» Ребенок: «Это волк» (передает шарик другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных — жителей наших лесов.
^ 2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают пальчиками зайца, ежа, лису, волка.
3. Логопед: Ребята, закройте глаза, а я позвоню в серебряный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия «Лось», «Зима»). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Давайте узнаем, как им живется в зимнем лесу. Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы.
^ Дети: Холодно ли тебе?
Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.
Дети: А что ты ешь зимой? Как помогают тебе люди? И т.д.
Логопед: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия «Белка»). Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.
Дети: Ты кто? — Я белочка. — От кого ты так бежишь? — За мной гонится куница, она мой враг. — Куда ты спрячешься? — В дупло. — Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?
Логопед: Что-то нам стало прохладно. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.
4. Физкультминутка. Комплекс упражнений «Погреемся».
5. Логопед: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия «Лиса»). На голове ребенка шапочка лисы.
^ Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?
Логопед: А вот и наши любимцы — зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия «Зайцы»).
^ Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?
Логопед: А теперь тихо. Кто это там на поляне?
Дети: Это волки (картина-серия «Волки»).
Логопед: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками). Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. Звонит в колокольчик. Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.
^ 6. Итог занятия. «Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 2)
Цель:
— продолжаем расширять и активизировать словарь детей по теме;
— практическое употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки диких животных, разрезанные на части, домики зайца и лисы.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Чтение стихотворения «Кто где спит» (хором, см. занятие № 1).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Ежик» и «Зайка».
^ 3. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной — зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? — Лисы. — А чей лубяной? — Зайца. — Что случилось с лисьим домиком? — Растаял. — Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
^ 4. Употребление существительного в творительном падеже. На столах у детей предметные картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Логопед говорит, что все гости собрались, сели за накрытый стол. «Чем же можно угостить гостей?» Ребенок поднимает подходящую картинку и говорит: «Ежа угостим яблоком. Белочку угостим орехами. Зайца угостим морковкой и т.д.».
5. Физкультминутка. Игра «Кто быстрее». У детей картинки с частями туловищ животных. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: лисий хвост, ежиное туловище, медвежья лапа, лисьи ушки и т.д. Дети начинают бегать по группе, но по сигналу логопеда начинают складывать картинки лисы, медведя и ежа. Кто окажется быстрее, чей портрет мы увидим первым? После окончания соревнования задать вопрос, чей портрет у вас получился.
^ 6. Развитие памяти, употребление существительного в родительном падеже. Игра «Кого не стало». «Нагостились звери у зайца, пришло время прощаться, и сейчас мы узнаем, кто ушел первым». Дети вспоминают, кто был в гостях у зайца, кого уже нет. Затем дети закрывают глаза, а в это время логопед убирает по одной картинке животного. Дети определяют, кого не стало. «Не стало волка, медведя, лося».
^ 7. Закрепление материала. Игра «Кого я вижу в лесу». Логопед дает инструкцию, по которой дети-охотники начинают движение от воображаемой черты (дома). Они должны сказать фразу: «Я вижу... (лису, медведя, лося, ежа, волка)». Назвав какого-либо животного, сделать шаг вперед. Победителем считается тот, кто ближе всех подойдет ко второй черте — «лесу».
8. Итог занятия. «У кого мы сегодня были в гостях? Кто еще приходил в гости?»
^ Тема «Дикие животные» (занятие № 3)
Цель:
— обогащение словаря детей существительными, обозначающими детенышей диких животных;
— практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;
Оборудование: предметные картинки: дикие животные и дикие животные с детенышами, мяч.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи, чей хвост?».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчики превращаются в человечков и идут в лес (упражнение «Прогулка»). Логопед во время упражнения задает вопросы: «Кто здесь живет? Почему мы называем их дикими?»
^ 3. Употребление существительных в именительном и родительном падежах. Логопед загадывает загадки.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Картинки угаданных животных выставляются на доску. Логопед сообщает, что у всех животных есть маленькие детеныши. Выставляются картинки диких животных с детенышами. «Кто у лисицы? — У лисицы лисята. — У лисицы много кого? — Лисят». Подобным образом дети отвечают и про других детенышей — ежат, медвежат, бельчат, зайчат и т.д.
^ 4. Образование множественного числа существительного. Игра «Один — много».
Лисята — лисенок,
ежата — ежонок,
медвежата — медвежонок,
волчата — волчонок,
зайчата — зайчонок,
бельчата — бельчонок.
5. Физкультминутка. Детеныши диких животных очень любят играть на полянке. Детям предлагается изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке (под грамзапись).
^ 6. Закрепление нового материала. Игра «Найди свою маму». Детям раздаются картинки с изображением диких животных, а у логопеда — картинки их детенышей. Логопед объясняет, что заигрались зверята и потерялись. Нужно помочь им отыскать своих мам. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто это? У кого его мама? Как зовут маму? Кто это у лисицы?..».
7. Итог занятия. Детям вручаются силуэты животных. «Кто это? Кого я тебе подарила?»
^ Тема «Дикие животные» (занятие № 4)
Цель:
— активизация словаря по теме;
— расширение словаря прилагательных;
— развитие связной речи;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Кто с кем пришел в гости?». На доске выставлены картинки диких животных с детенышами. Дети отвечают на вопрос логопеда: «Кто к нам пришел? — В гости пришла лиса с лисятами и т.д.».
^ 2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
^ 3. Развитие мелкой моторики. «Сказка про зайцев». «Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро — вот так» (шевелим ушами). — И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). — А я умею ушки складывать (складывает поочередно). — И я умею (показываем на другой руке). — А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
^ 4. Развитие связной речи. На столе перед детьми разложены картинки диких животных. Логопед сообщает детям, что сейчас они будут учиться составлять загадки по следующему образцу: «Это дикое животное. Живет в наших лесах. Она рыжая, пушистая, хитрая. Живет в норе, ест мышей. Кто это?» Логопед обращает внимание детей на то, что само животное не называется, а только рассказывается о нем. Дети самостоятельно придумывают загадки по своим картинкам. Животного, про которого составляется загадка, изображают на пальцах. Заслушиваются 5—6 загадок, и в конце упражнения выясняется, у кого загадки получились лучше, как настоящие.
— практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;
— развитие связной речи;
— развитие внимания, памяти;
— воспитание волевых качеств, умения применять знания в необычной обстановке.
Оборудование: картинки диких животных, животных с детенышами, картинки с ошибкой художника, для развития связной речи (картины-схемы).
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания.
1. Разминка. Каждой команде задается по три вопроса.
Кто живет в логове? Кто живет на дереве?
Что ест заяц зимой? Кто любит малину?
У кого на лбу лес растет? У кого задние лапы длиннее передних?
2. Аукцион. Команды по очереди называют диких животных, и выигрывает та команда, которая называет животного последней.
3. «Кто с кем пришел?» На мольбертах выставлены картинки диких животных с детенышами. Представители от команд (по три человека) должны без ошибок сказать, кто пришел в гости.
Лиса с двумя лисятами. Ежиха с тремя ежатами.
Зайчиха с двумя зайчатами. Белочка с одним бельчонком.
Волчица с тремя волчатами. Медведица с двумя медвежатами.
^ 4. Конкурс внимательных (найди ошибку художника). Представители команд определяют, какие ошибки допустил художник в своих картинах. Выиграет тот, кто найдет и правильно назовет все ошибки.
У лисы медвежьи уши. У ежа заячьи уши.
У лисы заячий хвост. У ежа беличий хвост.
^ 5. Домашнее задание. Каждая команда готовит «домашнее задание». Оно состоит в следующем: необходимо загадать команде-противнику загадку о диком животном в любой форме — в виде описательного рассказа, текста, драматизации...
6. Следопыты. Каждой команде предлагается картинка-схема «Следы на снегу». Надо отгадать, чьи это следы, придумать и рассказать какую-либо историю.
^ 7. Назови животного по-разному. Вспомнить как можно больше названий зайца (для одной команды) и лисы (для другой).
^ 2. Введение в тему. Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».
Наши уточки с утра — кря-кря-кря,
А индюк среди двора — бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда — га-га-га,
Наши курочки в окно — ко-ко-ко,
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
«Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют. На доску выставляются картинки — курица, утка, индюк, гусь. «Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? — Это птицы. — Почему вы решили, что это птицы? — Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. — Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? — Домашние птицы».
^ 3. Расширение глагольного словаря. Игра «Что делает?». Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.
Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).
Какие только к гусю (шипит, гогочет...).
4. Физкультминутка. Танец утят.
5. Согласование числительных с существительными. Игра «Птичий детский сад». «Привели рано утром мамы-птицы птенцов в птичий детский сад. Пришли сюда кто?» Выставляются картинки. «Цыплята, гусята, индюшата, утята. Весь день птенцы играли, веселились и даже иногда ссорились. Пришли вечером мамы за ними, а все перепутались. Как же мамам отыскать своих птенцов?» На доске картина «курица». «Как курица позовет своих птенцов? — Ко-ко-ко, ко-ко-ко, цыплята, пойдемте домой. — Кто к ней подбежал? — Цыплята. — С кем пошла курица домой? — С цыплятами (аналогично с другими птицами). — Всех птенцов разобрали. А давайте посчитаем, сколько птенцов у курицы. — Один цыпленок, два цыпленка...».
6. Итог занятия. «О ком сегодня вели разговор на занятии?»
^ Тема «Домашние птицы» (занятие № 2)
Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— усвоение навыка согласования числительных с существительными;
— упражнение в употреблении предлога под.
Оборудование: картинки домашних птиц, картинки птенцов домашних птиц на каждого ребенка, сюжетная картинка «Птичий двор», геометрические фигуры.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Сядут за столы дети, место которых за столом справа, слева.
2. Развитие мелкой моторики. «Гребешок». «Петя, Петя-петушок, покажи свой гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
^ 3. Развитие пространственного мышления и воображения. «Петя-петушок — это чей папа? — Цыпленка. — А кто у цыпленка мама? — У цыпленка мама курица». Далее дети выкладывают из геометрических фигурок цыпленка: два кружочка, два треугольника, две палочки. Сначала выкладывают у цыпленка клювик, «смотрит вниз, клюет», а затем самостоятельно перемещают треугольник-клювик так, как будто цыпленок «пьет».
^ 4. Повторение материала. «Птичья семья». Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка — селезень — утенок, гусыня — гусь — гусенок, индюшка — индюк — индюшонок.
5. Физкультминутка. Танец утят.
6. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай птенцов». У каждого ребенка картинка с тем или иным количеством птенцов домашних птиц. Дети говорят: «У меня два утенка. У меня пять индюшат. У меня один гусенок. У меня пять цыплят...».
^ 7. Сравнение двух птиц: гусь — курица. На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица. «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? — У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... — А теперь найдем отличия. — Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы — короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
^ 8. Употребление предлога под. Сюжетная картинка «Птичий двор», «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
^ 9. Итог занятия.
одня занимались на занят Тема «Домашние птицы» (занятие № 3)
Цель:
— расширение словаря по теме;
— закрепление навыка согласования числительных с существительными;
— развитие связной речи, пересказ рассказа.
Оборудование: картинки, фланелеграф по сказке К.И. Чуковского «Цыпленок».
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «У кого сколько». У каждого ребенка картинка с разным количеством домашних птиц. Дети называют: «У меня два гуся. У меня три индюшонка. У меня пять уток...».
2. Повторение материала. Игра «Подбери пару». На доске выставлены картинки: гусь, индюк, петух, утка. Дети подбирают пару и называют их.
^ 3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» (с показом ее на фланелеграфе).
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Она кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот, вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И, что было силы, закричал: «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу, вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» И была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его, вот так.
4. Физкультминутка. Танец утят.
5. Пересказ рассказа. Логопед предлагает сначала пересказать сказку всем вместе, затем по частям, сначала и до конца.
6. Логопед предлагает детям подумать, что сказала мама цыпленку, какие слова. Прослушать все варианты, предлагаемые детьми. Оценить.
7. Итог занятия. Перечислите всех героев сказки «Цыпленок».
^ ПТИЦЫ
Тема «Перелетные птицы» (занятие № 1)
Цель:
— расширение словаря по теме;
— активизация предикативного словаря;
— совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;
— развитие памяти, внимания.
Оборудование: картинки перелетных птиц, птиц зимующих.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».
^ 3. Введение в тему. Логопед просит детей отгадать загадки.
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Хочет — прямо полетит, хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? — Птицы. — Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? — Они улетали в теплые края. — Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? — Перелетные птицы».
^ 4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.
^ 5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце — у кого больше) — Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».
6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? — Я грач. Я скворец...».
^ 7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске — картинки птиц (3—4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3—4 раза).
8. Итог занятия. О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных птиц.
^ Тема «Перелетные птицы» (занятие № 2)
Цель:
— активизация словаря по теме;
— практическое употребление предлогов;
— составление предложений по картинкам;
— развитие моторики, внимания, памяти.
Оборудование: карточки с птицами, расположенными так, что каждая птица (всего 5) оказывается под пальцем ребенка, картинки перелетных птиц, сюжетная картинка «Вернулись пернатые друзья», предметные картинки.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Что за птица?». Ребенок поднимает мяч вверх и говорит: «Вот птица». Дети все вместе спрашивают: «Что за птица?» Ребенок отвечает, какую он задумал, например: «Скворец». Передает мяч другому ребенку и т.д.
^ 2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Выпусти птицу». Ладонь ребенка лежит на карточке так, что каждый пальчик закрывает нарисованных (наклеенных) птиц. Поочередно приподнимаем пальцы.
3. Игра «У кого кто?». У всех птиц бывают птенцы, назовем их.
У кукушки — кукушата.
У скворца — скворчата.
У стрижа — стрижата.
У диких уток — утята.
У грача — грачата.
У журавля — журавлята.
У лебедей — лебедята.
У диких гусей — гусята.
^ 4. Практическое употребление предлогов. Игра «Кто за кем прилетел?». Логопед дает 3—4- ступенчатую инструкцию: «Сначала прилетели грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками жаворонки». Ребенок должен расставить картинки по порядку и рассказать, кто за кем прилетел (повторяем 2—3 раза, задание индивидуально для каждого ребенка).
5. Физкультминутка. «Птицы учатся летать», см. занятие № 1.
6. Составление предложения по картине. Выставляется картина «Прилетели пернатые друзья». Дети рассматривают картину. «Какие птицы нарисованы? Где они отдыхают после дальней дороги? — Грачи сидят на дереве (на верхних ветках). Ласточки отдыхают под крышей сарая. Скворцы выглядывают из скворечника. Жаворонок кружит в небе. Грач собирает веточки у кустов».
7. «Посчитаем птиц. Сколько на картине грачей, ласточек, скворцов?..» Дети считают, определяют, кого больше, кого больше всех.
^ 8. Развитие памяти. Заучивание скороговорки.
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу.
^ 2. Введение в тему. «Почему мы сегодня вспомнили эти слова? — Скоро праздник нашей армии. — Я буду рассказывать вам об армии, вы внимательно слушайте. Вам надо найти в моем рассказе маленькие слова (предлоги)».
Солдаты служат в армии. На них военная форма. Армия охраняет нашу страну.
Пограничники на границе, моряки на море. Десантники с самолетов, танкисты на танках.
3. «Давайте вспомним виды войск, которые есть в нашей армии. — Пограничники, военные летчики, десантники, парашютисты, танкисты, артиллеристы, моряки, подводники, пехота...». Все называется по картинкам.
^ 4. Отработка навыков употребления предлогов. «Исправь ошибки Незнайки. Он написал сочинение, но, мне кажется, он что-то тут напутал».
Танкист вылез на танке.
Часовой стоит из посту.
У моряка в голове бескозырка.
Парашютист прыгнул на самолет.
Генерал приколол солдату медаль в грудь.
Пограничник держит собаку под поводком.
5. Физкультминутка.
Мы пока что дошколята, не шагаем, как солдаты, маршируют на месте
Раз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг. идут в шеренге вперед
На парад идут солдаты, маршируют на месте
Они смелые ребята. в конце «отдают честь»
^ 6. Составление предложений по схеме. Дети индивидуально составляют предложения.
Самолет — лес, ракета — небо, моряк — корабль,
солдат — знамя, солдат — автомат, пограничник — граница.
7. Итог занятия.
^ Тема «Наша Армия» (занятие № 2)
Цель:
— активизация словаря по теме;
— употребление родительного падежа множественного числа существительных;
— развитие связной речи: составление рассказа по картине.
^ 2. Образование существительных множественного числа родительного падежа. Игра «Скажи, кого много в армии».
Моряк — моряков
танкист — танкистов
разведчик — разведчиков
командир — командиров
летчик — летчиков
десантник — десантников
подводник — подводников
офицер — офицеров
пограничник — пограничников
артиллерист — артиллеристов
^ 3. Беседа по картине «День Советской Армии». Вопросы: «Кто изображен на картине? Где находятся дети и солдаты? Почему солдаты пришли в детский сад? Как выглядят солдаты, во что одеты? Как дети развлекают своих гостей? Как наш детский сад отмечал День защитников Отечества? Что больше всего запомнилось на празднике? В каком роде войск вы хотели бы служить?»
4. Физкультминутка.
Мы пока что дошколята, не шагаем, как солдаты, маршируют на месте
Раз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг, идут в шеренге вперед
На парад идут солдаты, маршируют на месте
Они смелые ребята. в конце «отдают честь»
5. Составление рассказа по картине. Заслушивают 3—4 рассказа. Оценивают: «Чей рассказ понравился? Почему?»
6. Итог занятия. «Назвать виды войск».
^ СЕМЬЯ
Тема «Семья» (занятие № 1)
Цель:
— расширение словаря;
— совершенствование навыка ведения диалога;
— развитие ориентировки на листе бумаги;
— формирование понятия «семья».
Оборудование: картина «Семья», геометрические фигуры.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови ласково своего соседа по столу».
2. Развитие мелкой моторики.
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, разгибание пальцев
Этот пальчик папа, этот пальчик мама, из кулака поочередно
Этот пальчик я, вот и вся наша семья.
^ 3. Введение в тему. Логопед сообщает, что сегодня будут беседовать о семье. «Семья — это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире». Логопед предлагает детям рассказать о своей семье, задает вопросы: «Большая у вас семья? Кем тебе приходится Сережа? Кто самый младший в вашей семье? Кто старший? Кто дети? Кто взрослые? И т.д.». Ведется диалог с несколькими детьми.
4. Физкультминутка.
Девочки и мальчики прыгают как мячики, стоят в кругу, подпрыгивают
^ 5. Формирование понятия «семья». Вносится картина «Семья». Логопед спрашивает, кто нарисован на картине, что делает тот или иной член семьи, кто кому кем приходится. Закрепляются родственные отношения.
^ 6. Развитие ориентировки на листе бумаги. Выкладывание по инструкции логопеда из геометрических фигур картинки «Семья» (папа, мама, я).
^ 7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии?» Задание на дом — запомнить, как зовут бабушку и дедушку. Как стимулировать РОСТ груди САМОСТОЯТЕЛЬНО? Секретные точки.
Как стать ПОЛОВЫМ ГИГАНТОМ? Женщины будут сходить с ума...
^ Тема «Ранняя весна» (занятие № 3)
Цель:
— учить детей правильно строить предложения с союзом потому что;
— составлять рассказ по серии сюжетных картин;
— устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: мяч, серия картинок «Зайка и снеговик».
2. Введение в тему. Игра «Почемучки». Логопед бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом (допустимы ответы одним придаточным, но логопед повторяет предложение целиком). «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»
^ 3. Построение предложения с союзом потому что. Работа по серии картинок «Зайка и снеговик». Установление картин в правильной последовательности и ее обоснование. «Какая картина должна стоять первой? Почему?» Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин. «Почему прыгает зайчик? — Потому что хочет достать морковку. Почему он хочет достать морковь? — Потому что голоден. — Почему зайка не смог достать морковь и с лестницей? — Потому что она коротка, потому что снеговик высокий. — Почему зайка пригорюнился? — Потому что не достал морковь. — Почему снеговик становится все ниже и ниже? — Потому что он тает. — Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? — Потому что снеговик растаял. — Почему растаял снеговик? — Потому что припекло солнышко. — Почему солнышко так сильно пригрело? — Потому что дело происходило весной».
4. Физкультминутка.
Был большой снеговик, встают на носки, руки вверх
А теперь он невелик, приседают
Зайка прыгал ловко, ловко
и достал свою морковку, прыгают
^ 5. Составление рассказа по серии картинок. Логопед предлагает использовать в рассказе длинные предложения со словом «потому что». Сначала вспоминают эти предложения. Потом заслушивают 4—5 рассказов.
6. Итог занятия.
^ Тема «Мамин праздник» (занятие № 4)
Цель:
— расширение словаря прилагательных;
— составление простого предложения;
— заучивание стихотворения: развитие памяти, внимания;
— развитие связной речи: пересказ рассказа.
Оборудование: предметные картинки, мячи, рассказ А.В. Митяева «За что люблю я маму» (Хрестоматия по детской литературе, стр. 311).
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Скажи самое хорошее слово о своей маме. — Моя мама самая... добрая, красивая, умная, ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, любимая...».
^ 2. Развитие мелкой моторики.
Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца.
Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца.
Гости едут. Так же мизинцы.
Ну, и что? Так же большие пальцы.
Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже,
остальные, переплетаясь, шевелятся.
^ 3. Составление простого предложения. «Гости приехали на праздник. На какой? — 8 Марта, мамин... — Гости приехали с подарками. Вы, наверное, тоже готовили маме подарок». Далее детям предлагается выбрать на доске картинки, сказать, что бы ты хотел подарить. Картинки на доске не все подходят для подарка. Есть и такие, как «завод», «ящик», «забор», «кирпич». «Я подарю маме красивую вазу (яркие тюльпаны, вкусные конфеты, торт, розы, заколку для волос...)».
^ 4. Развитие памяти. «Когда дарят подарок, говорят хорошие, добрые слова». Предлагается детям выучить небольшое стихотворение. Милая, добрая мамочка моя. На тебя похожей... (имя) Так хочу быть я.
5. Физкультминутка,
Я дома маме помогаю, стоят по кругу
Пол мету, носки стираю, имитируют движения
Время зря я не теряю, берут мяч, ударяют им о пол одной рукой
Я с собакой погуляю, (это собака)
Перемою всю посуду, имитируют движение
Отдыхать потом я буду. присели
^ 6. Развитие связной речи. Чтение рассказа А.В. Митяева «За что люблю маму».
Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. — И я за это! — И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это.
«О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?» Читаем еще раз рассказ. Слушаем пересказ 2—3 детей.
7. Итог занятия.
^ Тема «Весна» (занятие № 5) Игра «Что? Где? Когда?»
Цель:
— активизация словаря по теме;
— развитие связной речи;
— развитие умения слушать и слышать товарища;
— развитие умения применять свои знания.
Оборудование: волчок со стрелкой, конверты с заданиями, бумажный круг, разделенный на сегменты, на одном из них надпись «сюрприз», на других лежат конверты с заданиями.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. На столе волчок со стрелкой, конверты. Дети сидят по кругу за столом. Логопед объясняет правила игры. По очереди будем крутить волчок, стрелка покажет на конверт с заданием, логопед прочтет задание, ребенок, качнувший волчок, должен будет его выполнить, остальные — проверить правильность выполнения задания, добавить свое.
2. Задания: Назвать приметы ранней весны.
Выбрать из 5—6 цветов только первоцветы и назвать их.
Рассказать, что происходит с деревьями весной.
Показать и назвать перелетных птиц.
Прочитать стихотворение о весне.
Назвать приметы поздней весны.
Подобрать слова-определения к слову «подснежник».
Перечислить и показать, каких насекомых можно встретить весной и т.д.
За правильный ответ вручается красная фишка. За правильное дополнение — синяя (2 синих равны 1 красной). В конце определяют лучших игроков команды. Если выпадает сектор «сюрприз», проводится подвижная игра, например: «Перелет птиц» — все летают, по сигналу «буря» надо спрятаться, но не на земле. «Совушка» — все птицы, насекомые летают; когда на улице день, сова спит; по сигналу «ночь» все прячутся и засыпают; сова выходит на охоту, уводит пошевелившегося. Нужно иметь в запасе несколько игр, смотря сколько раз выпадает сектор «сюрприз».
^ ТРАНСПОРТ
Тема «Транспорт» (занятие № 1)
Цель:
— активизация и расширение словаря;
— закрепление навыка построения предложения с предлогом;
— развитие внимания, памяти.
Оборудование: картинки с транспортом, флажки синего, голубого, черного цветов.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Отгадываем загадки.
Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. (Самолет)
Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.
Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)
Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.
Отправляется в полет наш красивый... (Самолет)
Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)
Все отгадки выставляются на доску. Логопед объясняет, что все это одним словом называется транспорт. Он нам нужен для того, чтобы ездить и перевозить грузы. Логопед просит назвать виды транспорта, картинок которых нет на доске (трамвай, катер, лодка, пароход, грузовик и т.д.).
^ 2. Развитие памяти. Игра «Назови и запомни». На доске 7—8 картинок, изображающих транспорт. Логопед называет 5 из них. Ребенок должен перечислить только названные.
^ 3. Формирование обобщающего понятия. Игра «Путаница». Разбор транспорта по видам. На доске черный, синий, голубой флажки. Детям предлагается отобрать картинки с воздушным видом транспорта и поставить их к голубому флажку, картинки с водным транспортом — к синему, а с наземным транспортом — к черному.
Наземный — автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили, грузовики, мотоциклы и другие.
«На земле, воздухе и воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны грузовые корабли везут лес и игрушки, машины и лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях, пассажирских лайнерах плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы надо доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем 5 автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров до берега...»
4. Физкультминутка. Игра «Едем, летим, плывем». Дети имитируют движения: полет, плавание, езда за рулем. Логопед поочередно поднимает флажки: синий, голубой, черный. Движения выполняются соответственно поднятому флажку.
^ 5. Закрепление материала. Игра «Отправляемся в путешествие». У детей картинки с различными видами транспорта. Логопед поднимает голубой флажок, подходят дети с картинками воздушного вида транспорта, составляют предложения типа: «Я полечу на самолете. Я полечу на ракете». Логопед машет флажком: «Летите». Аналогично с другими видами транспорта: «плывите», «уезжайте».
6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии?» Закрепление произношения слова.
— усвоение некоторых форм словоизменения: единственное и множественное число существительных в родительном падеже;
— развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с транспортом, игрушки — транспорт, макет части города, картинки, изображающие автомобиль с недостающими деталями, флажки синего и красного цветов.
^ 2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много». Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много... автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов...)
^ 3. Использование приставочных глаголов. На столе макет части улицы (города). Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия: «Машина из гаража — выехала, на гору — въехала, дом кругом — объехала, с горы — съехала, по улице — поехала и дальше — поехала. К мосту — подъехала, в гараж — заехала, по мосту — проехала, перекресток — переехала». Затем детям предлагается производить действия и самостоятельно их обговаривать.
4. Физкультминутка. Игра «Регулировщики». У детей по красному и синему флажку, дети стоят в шеренге. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, ребята проговаривают слова «проезжай», «проплывай», «пролетай» и машут в это время синим флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп».
5. Словоизменение. Игра «Мастерская Самоделкина». У каждого ребенка картинка с автомобилем, у которого не хватает какой-либо детали (без колеса, без двери, без кузова, без кабины, без капота...). Дети ведут диалог. «Здравствуй, Самоделкин. — Здравствуйте. — У меня машина без колеса, не смог бы ты помочь? — Хорошо. Посидите пока, подождите. — Тук, тук. Готово. — Спасибо. — Счастливого пути (в добрый путь)».
6. Итог занятия. Отмечают детей, которые хорошо вели разговор в мастерской Самоделкина.
^ Тема «Транспорт» (занятие № 3)
Цель:
— активизация глагольного словаря;
— образование сложных слов;
— закрепление навыка составления рассказа по серии сюжетных картин.
Оборудование: серия картин «Паша и мишка», игрушки — спецмашины.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Волейбол». Дети стоят по кругу. Логопед ставит задачу: назвать только наземный вид транспорта. Логопед как будто бросает ребенку мяч, если слово действительно обозначает наземный вид транспорта. Ребенок имитирует движение ловли мяча; если нет, делает отталкивающее движение руками.
^ 2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Светофорчики». Подмигивает левым глазом, правым, двумя глазами.
3. Активизация глагольного словаря. Игра «Кто назовет больше слов». Вопрос: что может делать машина? — Ехать, останавливаться, тормозить, трогаться, сигналить, стоять, проезжать, сворачивать, гнать, мчаться, перевозить, возить... Дети называют слова, при помощи фишек ведется подсчет количества слов, названных каждым ребенком. В конце определяют, кто сегодня победитель. Вопрос: что может делать самолет? — Взлетать, лететь, приземляться, кружиться, сверкать, перевозить, прилетать, вылетать, пролетать...
^ 4. Образование сложных слов. «На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? — Молоковоз. — Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить». Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, снегочист, муковоз, рыбовоз... «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».
5. Физкультминутка.
Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами, заводят мотор
Понесемся над лесами, летают
А потом вернемся к маме. встают на одно колено
6. Развитие связной речи. Детям предлагается серия картинок «Паша и мишка». Вопросы: кто подарил Паше мишку? (Дедушка и бабушка.) Когда мы получаем подарки? (На день рождения, на праздник.) Как играл Паша с мишкой? (Посадил на самосвал, катал по комнате, завозил в гости к другим игрушкам.) Заслушиваются рассказы 3—4 детей. Оцениваются.