Организационно - поисковый | - Посмотрите, как красиво в лесу! Чистенько, порядок! Снег лежит на ветках, они гнутся под его тяжестью. А теперь постарайтесь решить логическую задачу: почему ветки ели гнутся под снегом, но не ломаются? Обратите внимание на то, как они расположены (наклонно), какие они гибкие (как пружинки). Именно поэтому снег от ветра, случайного толчка, чрезмерной тяжести – легко соскальзывает, не прилипает. Воспитатель обращает внимание на деревья, нарисованные на картине. Говорит: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каких деревьев больше в моём лесу? Как называется такой лес? А если в лесу одни сосны? Берёзы? Дубы? А если в лесу растут и берёзы и сосны, и кустарники»? - Дети, назовите признаки зимы. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» ТРИЗ (Метод контрольных вопросов). - Зима хорошо, потому что… - Зима плохо, потому что… - Ребята, посмотрите, что это? Кто это безобразничал! Всё перепутал! Дидактическая игра «Чего не может быть»? Описание: На доске картина с изображением зимнего пейзажа. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть и сказать чего не бывает в зимнем лесу. Объяснить свой выбор. Кто остался?
- Молодцы, ребята, навели порядок! Физминутка. А вы мне помогите устроить снегопад (Раздает детям снежинки) Произносит слова: «Белая, узорная, звездочка-малютка, Ты слети мне на руку, посиди минутку. Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая, Дорогой бурною, легко проносится. не в высь лазурную, На землю просится, Летит пушистая, снежинка смелая, Какая чистя, Какая белая. - Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? Какие ещё зимние месяцы вы знаете? Как они называются на казахском языке? - Ребята, я вам открою одну тайну. В декабре есть особенный день. Посмотрите на эту схему. Показывает круг, который разделён на две части. Одна чёрного цвета - больше, другая – белого. - Чем отличаются половинки круга? Чёрной половинкой я обозначила ночь, а белой день. «21 декабря - самый короткий день в году, темное время суток составляет большую часть времени, рано темнеет, позже рассвет. Начиная с 22 декабря, световой день начинает уже прибывать. - Дети, давайте продолжим наше путешествие. На экране слайд с изображением полянки. На ней мусор, обожженные веточки. – Ребята, что это? Как вы думаете, кто это натворил? Чтение стихотворения. Дети, что здесь произошло? Как нужно вести себя в лесу или в парке? - Дети, смотрите, чьи-то ушки из-за ёлочки торчат. Иди сюда, заинька не бойся, это мои друзья они тебя не тронут. Что случилось, почему ты такой печальный? - Бедный, заинька! Проходи, посиди с ребятами. А я тебе настоя из тысячелистника дам, попьёшь, и боль пройдёт. -Смотрите, лисонька бредёт. -Вот тебе, лисонька, волшебная мазь из целебных трав сделана. Помажешь несколько раз, и заживёт твоя рана. - Миша, Миша, выходи! Расскажи и ты ребятам, что с тобой случилось. -Несчастные вы наши! Вот и вам волшебная мазь. Лечитесь. -Ребята, к нам на полянку ещё кто-то спешит. Ёжик. -Вот тебе, ёжик, мазь «Спасатель», лечись. -Ребята, почему такая беда произошла со зверями? Кто виноват? Как надо вести себя в лесу и парке? - Ребята, а сейчас, работая в группах, вам необходимо посоветоваться и выбрать один из предложенных экологических запрещающих знаков, как нельзя вести себя в лесу, и объяснить свой выбор. | Рассматривают изображение на экране. Размышляют, делают вывод. Дети отвечают на вопрос воспитателя. Закрепляют название леса по большему содержанию в нём какого-то определённого вида деревьев. Называют признаки зимы. Дети включаются в игровую ситуацию. Размышляют, находят правильные ответы. Дети внимательно рассматривают пейзаж. Отмечают несоответствия. Убирают лишние фигурки растений и животных, обосновывают свой выбор. Закрепляют знания о том, что животные приспосабливаются к изменению природных явлений. Предполагаемые ответы: «Не может быть цветов, потому что растениям для жизни нужно тепло, а его зимой недостаточно», «Не может быть рыжей белки. Она меняет свою летнюю рыжую шубку на зимнюю серую, потому, что она теплее и менее заметная среди зимних деревьев». «Не бывает зайца в серой шубке, он так же меняет свою шубку на белую, она менее заметна на снегу». «Не бывает ужей на снегу. Зимой они спят, собравшись по несколько штук в один клубок, забившись под пни или в расщелины» «Лягушек. Как только осенью вода становится холодной, они сразу ныряют на дно, зарываются в ил и спят всю зиму». Дети кружатся под музыку, изображают снежинки Называют три зимних месяца на казахском и русском языке. Рассматривают, сравнивают. Предварительно подготовленный ребенок читает стихотворение: Приехали здесь друзья на пикник, костер развели пожарить шашлык Лес встретил их щедро, как добрых друзей, Чирикали птички, пел соловей. И, как благодарность, на месте стоянки остались пакеты, бутылки и банки! Дети формулируют правила поведения в лесу. Подготовленные дети разыгрывают представление «В лесу» Ребёнок в костюме зайца: - Я – Заяц. Расскажу, как мне живётся в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом найду, всё мне в прок пойдёт. А я вот животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть-чуть не умер. Живот до сих пор болит. Ребёнок – лиса: -Я зимы не боюсь, В шубу тёплую ряжусь. Хвост, красивый какой, Он мне нравится самой. Живу в норе, там сплю, отдыхаю. А затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую Или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает, Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды совсем нет. Вышла я на полянку, где люди отдыхали. Кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Сунула нос в банку. Там и есть-то нечего, но нос сильно повредила. Кровь шла, а сейчас нарывает, болит. Ребёнок в костюме медведя: -Я в берлоге крепко сплю. И меня будить нельзя. С осени я жир коплю, Много ем и много пью. Медведю зимой одна работа- Крепко спать и весны ждать. Но люди своим шумом и выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу. -Я ёжик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую норку. Но какой-то охотничий пёс раскопал мою норку. Свернулся я в клубок, чтобы защититься. Он как толкнул меня лапой, и я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки обжёг. Так больно, что плакать хочется. Дети отвечают на вопрос. Делают вывод: «Во всех несчастьях, произошедших с животными виноват человек» Дети читают стихотворения: Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. 2.Ветки с дуба не ломай! И огонь не разжигай. 3.Никогда не забывай, Мусор с травки убирай! 4.Из рогатки не стрелять, Ты пришёл не убивать! 5.Здесь не надо всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги- Ведь они нам не враги. 6. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защищаться, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Работая в группах, выбирают экологический запрещающий знак, как нельзя вести себя в лесу, и объясняют свой выбор. |