Оборудование: картина «Автопортрет Зимы»; картина «Зимний лес»; предметные картинки-отгадки, конверт с загадками; зеркала, эспандеры, символы звуков – на каждого ребенка; карточка с изображением комара, магнитные диски – 2 шт; магнитофон, аудиокассета с записью пения птиц.
Ход занятия
1. Оргмомент
- Сейчас, ребята, у нас будет интересное и трудное занятие. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам понадобятся внимание и находчивость. Поэтому предлагаю выполнить упражнения «Мудры». Располагайтесь на ковре.
Звучит спокойная музыка, выполняются мудры «Знаний» и «Жизни».
2. Сообщение темы занятия.
-Молодцы, ребята, встаньте полукругом и послушайте загадку:
-Кто, угадай-ка, волшебница-хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром снежинки!
- Зима. (выставляется «Портрет Зимы»)
- Правильно! И сегодня сама зима прислала нам свой автопртрет. И глядя с него, она будет видеть нас и слышать и принимать участие в нашем занятии. Вы рады Зиме? Тогда скажите ей: «Здравствуй, гостья Зима!»
- Зима говорит, что принесла с собой два своих любимых звука. Но вы узнаете, какие это звуки, если отгадаете загадки-смекалки, которые наша гостья тоже принесла с собой.
(Дети слушают и отгадывают загадки, на магнитной доске выставляются картинки-отгадки).
- Загадки вы отгадали, а как же найти любимые звуки Зимы?
- Эти звуки должны быть в каждом слове.
- И какие же это звуки?
- Это звуки З и Зь.
- Песенку какого насекомого напоминают вам эти звуки?
- Песенку комарика.
- Представьте себе, что вы на улице в сухой траве нашли спящего замерзающего комарика. Если выпадет снег, он может погибнуть. Как вы поступите? (ответы детей)
- Давайте бережно возьмем его в ладошки и согреем своим дыханием: (глубокий вдох через нос, длительный выдох теплым воздухом через рот).
- Проснулся комарик, сдуйте его с ладошек. Полетел комарик, зазвенел, запел свою песенку, сначала сердито, ведь вы его разбудили: з-з-з-з, а потм ласково, понял, что вы его спасли: зь-зь-зь.
- Как комарик пел сердито? (з-з-з). А как пел ласково, нежно? (зь-зь-зь).
(выставляется карточка с изображением комарика)
3. Характеристика звуков З,З по артикуляционным и акустическим признакам.
(Дети перед зеркалом произносят звуки З,З, рассказывают о положении губ, зубов, языка, работе голоса).
- Звуки З и З согласные, звонкие, звук З - твердый, звук Зь – мягкий.
4. Произношение звуков З и Зь в слогах.
Игра «Эхо»
- Поиграем в «эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком «З», а вы с мягким звуком «Зь».
За – зя, зо – зе, зу – зю, зы – зи.
5. Развитие фонематического восприятия.
- Зимушка спрашивает, зачем вам эти разноцветные квадратики?
- (Объяснения детей)
- Покажите, каким цветом мы обозначим твердый звук «З», а мягкий звук «Зь»? А какие звуки мы обозначаем красным цветом?
- Посмотри, Зима, как наши дети умеют играть с этими фишками. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук будет в слове – твердый З, или мягкий З и поднимайте нужную фишку. Будьте внимательны!
(Встаньте, пожалуйста, возьмите в руки эспандеры, сначала в правую руку, затем в левую). Дети сжимают эспандеры на каждый слог:
Я сожму свое кольцо,
Буду крепким молодцом,
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.
7. Звуко – слоговой анализ слова «Зима».
- Ребята, вы хотите порадовать Зимушку? Тогда я предлагаю вам выложить из фишек слово «Зима». Будьте внимательны, когда обозначаете звуки фишками.
(Дети выполняют задание самостоятельно, один ребенок – у доски).
- Сколько согласных звуков в слове «Зима»? Назовите их.
- Звуки З и М.
- Где в этом слове находится звук З, а звук М?
- Сколько гласных звуков в слове Зима? Какие это звуки? (и, а) Покажите их. Какой гласный находится в середине слова? Где находится звук «а»? Сколько всего звуков в слове «Зима»? (4 звука) Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Зима» (два). Почему в этом слове два слога?
- В слове «Зима» два гласных звука. Вспомним правило.
- Дети хором: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Прочитайте первый слог (зи), второй слог (ма).
- Выделите голосом ударный слог в этом слове. Позовем все вместе зиму.
- Зима!
- На какой слог падает ударение? (мА)
- На какой звук во втором слоге падает ударение? (на звук «а»). Почему?
- Ударение может падать только на гласные звуки.
8. Молодцы, ребята! А теперь Зимушка – Зима приглашает вас на прогулку. Какую одежду вы наденете? (Зимнюю одежду) Какие сапожки? (Зимние)
Какую шапку? (Зимнюю).
«Ах ты, Зимушка – Зима, все дороги замела». Что сделала Зима с дорогами? (Замела, засыпала).
Выставляется картина «Зимний лес». Что Зима сделала с лесом?
- Подойдите к автопортрету Зимы и скажите ей по одному предложению со словом «Зима». (Расскажите Зиме, что вы о ней знаете)
- (Ответы детей)
10. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Зима говорит вам: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Я узнала много нового про свои любимые звуки «З» и «Зь». Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться.