совершенствовать проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии; развивать зрительное и слуховое восприятие; добиваться полных ответов на вопросы; воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника, солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь, картинка для звукового анализа слова КЛАД, шкатулка со сладкими призами.
Раздаточный материал: полоски и конверты с фишками для звукового анализа слов.
Ход ООД.
1 Оргмомент.
Стук в дверь (приносят конверт).
Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт). Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежит письмо и солнышко. Но лучики почему-то отдельно. Сейчас мы узнаем из письма, что случилось?
(Выкладываю солнышко без лучиков на доску).
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. Мои лучики тоже очень рады за вас, вот и разрезвились. Помогите мне, пожалуйста, вернуть мои лучики. Дети, я приготовило для вас сюрприз. Но это пока секрет».
Ребята, очень хочется помочь солнышку. Но как? Смотрите, лучики-то непростые, а с заданиями. Вы готовы ? Тогда удачи».
2Основная часть:
Прежде, чем мы начнём занятие, давайте вспомним правила.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1
Игра "Загадки-отгадки"(презентация)
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
1."Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)
2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)
3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)
4. "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)
Игра "Назови сказку"(презентация)
(После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть эти персонажи: волк, лиса, медведь и заяц.)
Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.
(Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)
Задание № 2 Игра «Кто, где живет?» (презентация)
Задание №3 Игра «Домашние животные и их детеныши»(презентация)
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
Задание №6 Игра “Противоположности”
(Воспитатель раздает карточки. Дети сидят на скамейке. Показывая карточку, ребенок озвучивает что изображено. Другой ребенок показывает противоположную по значению карточку)
Задание № 7
Ребята, что нарисовано на этой картинке?
(На доске висит картинка, обозначающая слово клад.)
сундук с монетами, драгоценности, сокровище, богатство, клад.
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)
Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове? звук [К], согласный звук.
Какой фишкой мы обозначаем этот звук? синей фишкой.
Какой второй звук в этом слове? звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.
Какой третий звук в слове клад? Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?
Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.
Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Задание № 7
Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим,что же на нем написано:
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево, и т. д.
С наилучшими пожеланиями. Солнышко"
(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя и находит клад. Там лежат шоколадные монетки).
Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!