Цель: Формировать основы экологической культуры детей с помощью природы родного края.
Образовательные задачи: познакомить детей с изменениями в природе родного края весной, уточнить представления детей о весне, о сезонных изменениях в природе весной, познакомить с жизнью диких животных весной, выделить характерные признаки весны.
Развивающие задачи: развивать устную и связную речь детей в различных формах и видах деятельности, развивать словарный запас слов, обучать использованию в речи существительных с глаголами, прилагательными, употреблению формы множественного числа, составлению словосочетаний, развивать умение использовать нетрадиционные формы решения проблемных ситуаций, Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, умению выполнять действия, ориентируясь на словесное сопровождение, развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, речевое дыхание при помощи дыхательной гимнастики.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Предварительная работа: беседа на тему: «Весна в нашем крае», просмотр презентации «Весна в лесу», чтение стихотворений о времени года, об обитателях леса, о солнце.
Оборудование: панорама леса, музыкальное сопровождение к игре «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дети», музыкальная композиция «Ручеек», птица-почтальон с письмом, рамки – вкладыши М. Монтенссори, мешочек с геометрическими фигурами, костюмы для героев, ручеек, корзинки с природным материалом (ягоды, шишки,), паутинки из обручей, мостики, баночкис морковью, хвоей, медом, лучики солнца.
Беседа с детьми о времени года- весна, об изменениях в природе весной.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Весна-көктем. Что бывает весной? Ответы детей.
Слышится стук в дверь. Прилетела птица – почтальон и принесла детям письмо от Солнышка.
С детьми читаем письмо: Здравствуйте ребята! Пишет вам Солнышко. В наш край пришла весна. Весной пробуждается вся природа, потому что я должно ярко светить весной. Но произошло неприятное происшествие. Я бы и радо вам светить как прежде, но закрыла меня Тучка- злючка и не желает, чтобы я светило всем ярко. Помогите мне ребята победить Тучку- злючку, чтобы я смогло светить вам и всем моим друзьям. Дорога ко мне не близкая и не легкая. Вы сможете добраться до меня по моим следам – лучикам , преодолев все преграды и помогая моим друзьям.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ну что ребята, вы хотите чтобы Солнышко светило как и прежде ярко? Тогда в путь.
По пути дети встречают Тучку – злючку.
Тучка- злючка: Никогда вам не попасть в то место, где я закрыла Солнышко. Никогда вы не доберетесь до Солнышка.( Смеется и убегает).
Воспитатель: А мы все же попробуем и нам поможет в этом наша дружба и сплоченность.
Навстречу выходит зайчик.
Зайчик: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй зайчик.
Зайчик: По дороге я шел, мешочек нашел, а мешочек не простой, он волшебный, вот какой.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что в мешочке у зайчика? Да это же геометрические фигуры.
Проводится игра «Назови геометрическую фигуру».
Зайчик: Ой, ой, ой, кто то испортил мой любимый коврик.
Воспитатель: Не огорчайся зайчик. Ребята тебе помогут починить коврик.
Проводится самостоятельная деятельность детей с рамками вкладышами М.Монтессори.
Зайчик хвалит детей, благодарит детей за помощь.
Воспитатель: Ребята, чтобы зайчику стало веселей, давайте с ним поиграем.
Проводится подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Дети продолжают путь.
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за шум? Давайте подойдем поближе и посмотрим. Что же это? Ручеек. Слышите как журчит ручеек? Как же нам пройти через ручеек и не намочить ноги?
Мы через ручеек пройдем по камушкам. Куда же нас привели следы Солнышка?
Навстречу выходят белочки: Мы белочки-резвушки, веселые подружки, трудиться нам не день, мы скачем целый день. Мы собирали ягоды весенние, да шишки целый день, а кто –то все нам перемешал в корзинках. Помогите нам ребята разложить шишки и грибы по разным корзинкам.Проводится игра: «Разложи ягоды и шишки». Белки благодарят детей за помощь.
Дети продолжают путь и доходят до оврага.
Воспитатель: Как же нам овраг преодолеть. Давайте овраг перепрыгнем по паутинкам.
Воспитатель: Ох, ребята, сложен же путь к Солнышку. Давайте немного отдохнем и восстановим дыхание.
Проводится дыхательная гимнастика «Весенний хоровод».
Дети с воспитателем продолжают путь и доходят до мостика.
Ребята, чтобы дальше нам идти, надо мостик нам пройти.
Навстречу выходит медведь.
Медведь: Здравствуйте ребята. Как прекрасно, что наступила весна. Я все утро весь в работе, ходил по лесу, наводил порядок в лесу и у меня устали лапы. Не знаю, что мне делать. Помогите мне ребята.
Проводится массаж ладошек шишками.
Медведь: Спасибо вам ребята большое.
Воспитатель: Ребята, продолжаем путь. Дети идут и доходят до баночек.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие интересные баночки. Они не простые, а с запахами. Хотите узнать, что за запахи в баночках?
Дети по очереди определяют запахи.
В первой баночке запах хвои. Во второй баночке запах моркови. В третьей банке запах меда. Все что лежит в баночках очень полезно для здоровья.
Воспитатель: Что-то Солнышко не видно, может мы должны еще что-то сделать? Ребята, давайте соберем портрет Солнышка.
Проводится игра «Портрет Солнышка».
Появляется Солнышко со своими друзьями.
Здравствуйте ребята. Я очень радо встрече с вами. Спасибо вам ребята, что дошли до меня и освободили меня от Тучки- злючки. Спасибо за помощь моим друзьям. Спасибо, что собрали мои лучики и сделали такой красивый, мой портрет. Теперь я смогу светить так же ярко, как и прежде.
Воспитатель: Солнышко, ребята тоже очень рады встрече с тобой и хотели бы прочитать тебе стихотворения.
Дети читают стихотворения о весне, о солнце, о диких животных.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем с Солнышком.
Проводится музыкальная игра «Солнышко и дети».
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Прощаются с Солнышком и его друзьями.
3. Заключительная часть. Проводится упражнение «Что вам понравилось?» Куда мы с вами сегодня ходили? Кого мы с вами повстречали в пути? Что мы с вами делали сегодня? Что мы проходили по пути следования? Вам понравилось наше путешествие.