Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Образовательные цели: формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины,рассуждать над ее содержанием (с помощью воспитателя)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
2. Чтение рассказов и сказок о домашних животных: С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Три котенка», Е. Чарушин Кошка», «Собака», «Утка с утятами», «Цыпленок».
3. Раскрашивание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Петрушка.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Петрушка и разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Давайте поможем Петркшке найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котёнок», «У собаки щенок» и т. д.
2. Отгадывание загадок.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О ком именно вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которые вам загадает Петрушка.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
О каком домашнем животном эти загадки? (о кошке). Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
3. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)
Мы играем во дворе и кого-то увидели:
Кошку усатую
Корову рогатою
Козла бородатого
Собаку лохматую
Поросенка чумазого
Давайте еще раз вспомним, кого мы видели
4. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Муся). Котёнок: (Мурзик, Васька) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (Степашка, Соня) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: (Пушок, Кузя) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я вас накажу - не дам молока!")
5. Физкультминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз
Вот налево повернулась (повернуть голову налево,
Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)
6. Составление рассказов по картине.
Вернемся к картине. Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.
На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая. (пушистая, красивая). Рядом с ней. (три котёнка). Они. (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут. (Мурзик). Он. (играет с клубками). Другого. (котёнка зовут Кузя). Он. (лакает молоко). Третьего котёнка зовут. (Соней). Соня уже наелась и. (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл. (гулять). Корзину с клубками принесла. (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет. ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились. (смешные).
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
7. Итог занятия.
Дети выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.