Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: подготовка детей к составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами».
Задачи:
• Развивать умение поддерживать беседу.
• Совершенствовать диалогическую форму речи.
• Развивать монологическую форму речи.
• Учить (по плану и образцу)рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ. Развивать умение придумывать свои концовки.
• Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Методические приёмы: игровая мотивация «Волшебная картина»; игра «Подзорная труба»; игра «Фотографирование; игра «Вхождение в картину»; физминутка; пальчиковая игра; игра «Живые картинки»; игра «Превращение в объект на картине».
Ход занятия:
- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одного животного. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы (навести глазок подзорной трубы на один предмет и назвать его: кошка, котята, миска с молоком, клубок ниток и т. д.).
Расскажите о кошке, какая она?
Посмотрите на котят, что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?
Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок? Котята очень разные, давайте дадим им такие клички, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок….(играет). Котенок… (спит…. А этот котенок …. (акает молоко). А как вы думаете, кто оставил нитки? Что здесь случилось?
Пальчиковая игра «Кошка»
Вот кулак, а вот ладошка,
И по ней гуляет кошка,
Кошка спрыгнула с ладошки,
Побежала по дорожке (дети выполняют движения по тексту).
Игра «Фотографирование»
- Молодцы, сколько разных предметов и животных вы увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число предметов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли предметы мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного).
– Ребята, что мы сейчас делали? (называли предметы и животных на картине).
-Молодцы!
Физкультминутка Кошка
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась! (дети выполняют движения по тексту).
Игра «Живые картинки»
-Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
-А вот, и эмблема(6) этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, давайте представим кем бы вы хотели быть на картине? А теперь подумайте и покажите нам, а мы угадаем, кто ты или что ты? Что делаешь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе предмет или животное, изображённый на картине и рассказывает о себе).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.
А теперь давайте попробуем составить рассказ по нашей картине (дети выходят и составляют рассказ).
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, интересно составляли рассказ. А всему этому нас научила «волшебная»картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас.