Просмотр содержимого документа
«"Симметрия вокруг нас"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 г. Томска
Проект:
«Симметрия вокруг нас»
Автор проекта:
Сусолина Н.В.
г. Томск
2018г.
Паспорт проекта:
1.Тема проекта: «Симметрия вокруг нас» 2. Название и адрес организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8г. Томска ул. Новосибирская 41.
3. Автор проекта: Сусолина Н.В. воспитатель.
4. Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
5. Тип проекта: краткосрочный , познавательно-исследовательский, практико-ориентированный.
Актуальность проекта:
Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль.
«…Быть прекрасным – значит, быть симметричным и соразмерным». Платон
С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Она широко проявляется в наскальных рисунках, в первобытных изделиях труда и быта, что свидетельствует о её древности.
Понятие симметрия впервые было введено скульптором Пифагором, который понимал под симметрией красоту человеческого тела и красоту вообще, а отклонение от симметрии определил термином «асимметрия». Под словом «симметрия »подразумевали такие понятия, как «гармония», «пропорция».
Многие люди даже не задумываются, проходя мимо обычных, на первый взгляд, вещей о том, какой удивительной формой эти объекты обладают и с какой точностью они созданы природой или человеком. Симметрия окружает нас, находя своё проявление, как в живой, так и в неживой природе.
Проблема: однажды на рисовании мы с детьми рисовали человека. Когда я объяснила им что, глаза должны быть симметричны, то эти термины для большинства детей были не знакомы. Тогда и зародилась идея провести проект по теме «Симметрия», которую можно рассмотреть во всех видах деятельности: в природе, математике, конструировании, художественно-эстетической деятельности.
Цель проекта:
Дать первоначальные представления детям подготовительной к школе группы с математическим понятием симметрия через разные виды продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать умение находить симметричные фигуры среди в окружающем мире.
• Показать существование симметрии в природе, использование ее в архитектуре, искусстве, технике.
• Закрепить представления о разных видах сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, математических представлений (отношениях по величине, части (часть, целое, определений расстояний).
• Развивать умения анализировать и сравнивать предметы, ориентироваться на листе бумаги, на себе и в пространстве.
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе по теме проекта.
Гипотеза:
Является предположение о том, что познавательная деятельность обеспечит познавательно-исследовательскую активность детей, посредством использования методов наблюдения за окружающим миром объектами и явлениями, игрового моделирования и экспериментирования, рассматривая иллюстраций, использования разнообразных игр и упражнений.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности.
2. Расширение представлений о разнообразии конструктивных играх и постройках.
4. Участие в совместной познавательной, продуктивно-творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.
Итоговое мероприятие:
Интерактивная выставка «Симметрия рядом»
Этапы реализации проекта:
На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение сформированности умений и навыков у дошкольников. Для проведения различных видов деятельности подобрана методическая литература по теме «Симметрия вокруг нас», постановлены цели и задачи, определены методы и приёмы, составлен перспективный и тематический план. Подготовлен необходимый материал (конструктор лего мелкого и среднего размера, геометрические фигуры, для рисования, аппликации и лепки). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры-упражнения, иллюстрации, слайдовые презентации). Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми.
На втором организационном этапе в первый день во вторую половину дня предложила детям мозговой штурм «Что такое симметрия?». Они делали свои предположения, доказывая свою точку зрения. Посмотрев презентацию «Симметрия вокруг нас». Дети познакомились с понятием «симметрия», её видами. Совместно сделали вывод: симметрия – это красота, гармония в жизни, она есть во всём.
На второй день в первую половину дня во время образовательной деятельности более подробно познакомились с зеркальной симметрией.
На познавательном развитии по математике провели эксперимент, приложив половинку рисунка к зеркалу. Во время заданий, «Зеркало», учились рисовать по клеточкам зеркально, симметрично.
Закрепили зеркальную симметрию на художественно-эстетическом развитии –лепка «Варежки». Где дети познакомились с искусством силуэта, учились создавать сюжетную композицию из вырезанных фигур по самостоятельно нарисованному контуру на бумаге, сложенной пополам.
На третий день во вторую половину дня во время творческой мастерской «Лего-Мастер». С детьми закрепили понятие «Симметрия в природе» через беседу и рассматривании иллюстраций (симметрия на листьях деревьев, цветах, животных, насекомых, в играх с лего конструктором «Симметрические фигуры», «Симметрический круг». Учились создавать симметричные конструкции из кубиков лего читая конструктивную карту.
На четвёртый день в первую половину дня во время образовательной деятельности более подробно познакомились с центральной симметрией (поворотной).
На познавательном развитии по познанию объектов живой и неживой природы рассмотрели иллюстрации разных объектов оценивая их симметричность, в центре природы более подробно рассмотрели центральную симметрию, с помощью цветка. Далее опытно-экспериментальным путём доказали симметрию цветка, вырезав её из квадратного листа бумаги сложенной пополам 3 раза. В игре «Математическая симметрия» создали симметрический узор из геометрических фигур.
Закрепили центральную симметрию на художественно-эстетическом развитии – лепка, по теме: «Орнамент». Дети посмотрели презентацию «Симметрия в искусстве», познакомились с новым способом лепки «Цветовая растяжка». Учились создавать центральную симметрию из пластилина при помощи шаблонов с орнаментами.
На пятый день во вторую половину дня через беседу «Где, ещё можно наблюдать симметрию?» дети познакомились с переносной симметрией (трансляционной). Рассмотрели презентацию «Симметрия в архитектуре», поиграли в игру «Дом» из лего конструктора, выполнили задание: «Графический диктант - дом», создали симметрическую архитектуру с помощью восковых карандашей.
В течение всего проекта, дети учились наблюдать за окружающим во круг, беседуя и рассматривая презентации учились делать выводы о симметрии. А свои наблюдения переносили в самостоятельную деятельность, что прослеживалось в творчестве, дидактических и конструктивных играх.
В центре творчества дети рассмотрели орнамент на одежде, закрепили способ лепки «растяжка», создали орнамент стеком на варежках.
В центре лего-конструирования самостоятельно создали симметрическую архитектуру, играли в игры, познакомившиеся на занятиях.
В центре математике выполняли задания «Линии и узоры», создавали разные узоры из геометрических фигур, решали математические примеры и задачки используя свой «дом», собранный из лего конструктора.
Таким образом, игры и упражнения помогли детям приобрести уверенность в собственные силы, развить интерес к творчеству, логическое мышление, продемонстрировать свои навыки, способности, получать реальный результат от общения. Художественно–продуктивная деятельность способствовала воспитанию художественного вкуса, развитию эстетического восприятия, чувства формы и композиции.
. На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлена выставка совместных работ.
На завершающем этапе наиболее эффективной и интересной для детей явилась детско-родительская встреча на мастер-классе, по теме «Нас окружат симметрия». Где дети задавали родителям вопросы о симметрии, сравнивали их со своими выводами. Продемонстрировали им свои знания о симметрии, познакомили с видами симметрии играя с лего-конструктором. Также родителям были предложены варианты игры с лего-конструктором для развития математических способностей детей.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы: мы можем сказать, что по реализации проекта «Симметрия вокруг нас» были получены следующие результаты:
1. Дети подготовительной группы научились видеть симметрию во всём, определять её вид.
2. Познакомились с разнообразием игр и построек.
3. У них повысился интерес к познанию: решению математических задач и примеров.
4. Обогатили свою речь словами: часть, целое, графический диктант, симметрия, колонна, архитектура …
5. Научились делать выводы, доказывая экспериментальным путём.
6. Дети научились создавать симметрические узоры (из бумаги, пластилина, геометрических фигур, симметричные конструкции из кубиков лего.
7. Родители повысили свою компетентность по проблеме познавательно-конструктивного развития ребенка.