3.Вступительное слово учителя | Принятие учащимися целей урока. Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания изучаемой темы. | Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. (слайд №2 «Симметрия вокруг нас») В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». (слайд №3 «История симметрии») Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». (слайд №4 «Определение симметрии, фото Г.Вейля») Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Посмотрите внимательно на рисунки? (слайд №5 «Рисунки с симметричными фигурами») Что вы на них увидели? Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую эти фигуры – осью симметрии. (слайд №6 «Рисунки в уменьшенном виде с подписанными элементами: симметричные фигуры и ось симметрии») Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (демонстрирует данное утверждение – на доске листы с названиями видов симметрии). В зависимости от того, как расположена прямая, различают два вида симметрии: вертикальная и горизонтальная, общее название которых осевая. Кроме этого различают зеркальную и центральную симметрии. Принцип симметрии играет важную роль в разных областях науки: математике, архитектуре, живописи, природе. (слайд №7 «Симметрия в математике», слайд №8 «Симметрия в русском языке», слайд №9 «Симметрия в биологии», слайд №10 «Симметрия в архитектуре», слайд №11 «Все направления вместе») И сегодня на занятии мы попробуем это с вами доказать… | Тема урока «Симметрия вокруг нас». Знакомятся с историей термина «симметрия». Знакомятся с определением симметрии по Г.Вейлю. Рассматривают рисунки, отвечают на вопрос «Что вы на них увидели?». Знакомятся с определением симметричных фигур. Наблюдают за демонстрацией утверждения учителем. Знакомятся с видами симметрии. Знакомятся с практическим применением симметрии. | Познавательные: извлечение необходимой информации Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем |
4.Работа в группах | Установление правильности и осознанности изучения темы. Развитие умения переносить теоретические знания на практику. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий. | Для этого давайте распределим обязанности путем выбора, каждая группа будет работать только в одном направлении в течение 10 минут, по окончанию каждая группа представляет небольшой отчет о проделанной работе (в процессе работы групп учитель дает небольшие консультации). (С обратной стороны доски крепятся карточки с названиями направлений: мастерская словесности, биолаборатория, архитектурный отдел, центр практической геометрии) МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ Технологическая карта Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, «Н» имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии, а «В» - только горизонтальную, а «У» вообще не имеет оси симметрии Задание: У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу: Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии | Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии | Буквы, не имеющие ось симметрии | Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии | | | | | По окончанию работы сделайте соответствующие выводы. Вывод: Все буквы алфавита делятся на 4 группы: • обладающие … симметрией; • обладающие … симметрией; • обладающие … и … симметрией; • … обладающие симметрией. Центр практической геометрии Технологическая карта У вас на столах имеется набор различных геометрических фигур. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры. В результате работы заполните следующую таблицу: Фигуры, имеющие одну ось симметрии | Фигуры, имеющие несколько осей симметрии | Фигуры, не имеющие осей симметрии | | | | А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах? Вывод: Некоторые фигуры имеют … ось симметрии, есть фигуры, которые имеют … осей симметрии и отличают фигуры, которые … симметричны, то есть не обладают свойством симметрии. Биолаборатория. Технологическая карта. Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья деревьев. Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией. Задание: У вас на столах находятся картинки с изображениями животных, растений. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные картинки любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие картинки обладают симметрией, а какие нет. Определите, какие из них имеют лучевую симметрию, а какие вертикальную, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу: Имеющие вертикальную ось симметрии | Не имеющие ось симметрии | Имеющие лучевую ось симметрии | | | | Вывод: Насекомые, птицы, животные, цветки растений ... Симметрия форм, окраски насекомых, птиц, цветков растений придает им ... У цветков, как правило, … осей симметрии. Архитектурный отдел. Технологическая карта. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Практическая работа. Проведите исследование устойчивости собранных из кубиков двух пирамид: одной симметричной, другой нет. Сделайте вывод. | Определяются с выбором направления, получают задания, приступают к выполнению. Выполняют задания: определяют виды осей симметрии для букв. Заполняют таблицу. Делают вывод: Все буквы алфавита делятся на 4 группы: • обладающие … симметрией; • обладающие … симметрией; • обладающие … и … симметрией; • … обладающие симметрией. Выполняют задание, практически определяют какие фигуры обладают симметрией, а какие – нет. Определяют количество осей симметрии, заполняют таблицу. Отвечают на вопрос, делают вывод: Некоторые фигуры имеют … ось симметрии, есть фигуры, которые имеют … осей симметрии и отличают фигуры, которые … симметричны, то есть не обладают свойством симметрии. Выполняют задание: практическим путем определяют какие картинки имеют ось симметрии, а какие - нет. Заполняют таблицу. Делают вывод: Насекомые, птицы, животные, цветки растений ... Симметрия форм, окраски насекомых, птиц, цветков растений придает им ... У цветков, как правило, … осей симметрии. Выполняют задание: исследуют устойчивость собранных из кубиков пирамид: одной симметричной, другой нет. Делают вывод. | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, делать выводы, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |