Данная работа относится к долгосрочным проектам. В работе рассмотрены вопросы: история возникновения симметрии, симметрия в архитектуре Санкт-Петербурга, симметрия в природе, в животном мире, в литературе, в кристаллах, биологии, химии и вокруг нас. Учащиеся распределили вопросы по подгруппам и исследовали свой вопрос в определенной сфере деятельности, подкрепляя исследования фактами, фотографиями, работали с учителями-предметниками: биологии, химии, литературы, искусства, использовали материалы из интернет-ресурсов. Каждый вопрос был рассмотрен и защищен отдельно, затем собрали всё в один проект и выступили с ним на конкурсе проектов в исследовательской конференции среди учащихся школ города и района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект " Симметрия вокруг нас" »
Симметрия является той идеей,
посредством которой человек на
протяжении веков пытался постичь и
создать порядок, красоту и совершенство.
Немецкий математик
Г.Вейль
В этом проекте Вы увидете:
Понятие и историювозникновения симметрии
Основныевидысимметрии
Симметричныефигуры
Симметрию в быту, архитектуре, природе, религии, геометрии и др.
Проект подготовили ученики 8в класса
лицея №359: Аббасов Али, Захарова Катя
и Кобычев Александр.
Учитель математики: Налётова
Светлана Владимировна
Симметрия(означает«соразмерность») — свойство геометрических объектов совмещаться с собой при определенных преобразованиях. Под симметрией понимают всякую правильность во внутреннем строении тела или фигуры.
Впервые понятие симметрия появляется вVI веке до нашей эрыв
первой научной школе в истории человечества, у последователей
куб (4), додекаэдр (5). Все правильные многогранники
обладаютзеркальной симметрией.
Осевая симметрия - это симметрия относительно прямой. Фигураназывается симметричной относительно прямойа, если длякаждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямойатакже принадлежит этой фигуре. В данном случае прямая -осьсимметрии.Две точкиАиА1называются симметричными относительно прямойа, если эта прямая проходит через середину отрезкаАА1иперпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считаетсясимметричной самой себе.
A
a
A1
Осевая симметрия есть у:- треугольника- прямоугольника- ромба- квадрата- круга
О
A1
A
Центральная симметрия- симметрия относительно точки. Фигура
называется симметричной относительно точкиО, если для каждой
точки фигуры симметричная ей точка относительно точкиОтакже
принадлежит этой фигуре. В этом случае точка являетсяцентром
симметрии фигуры.
Две точкиАиА1называются симметричными относительно точки О, если точка О - середина отрезкаАА1и перпендикулярна к нему.
Точка О считается симметричной самой себе.
Центральная симметрия есть у:
- круга
- параллелограмма
Билатера́льная симметрия (двусторонняя симметрия) — симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость
симметрии, относительно которой две его половины зеркально
симметричны. Если на плоскость симметрии опустить
перпендикуляр из точки A и затем из точки О на плоскости
симметрии продолжить его на длину AО, то он попадёт в точку A1, во всём подобную точке A.
А
О
А1
Ось симметрии у билатерально симметричных объектов отсутствует. У животных билатеральная симметрия проявляется в схожести или
почти полной идентичности левой и правой половин тела. При этом всегда существуют случайные отклонения от симметрии (например, расположение родинок или отклонения в расположении внутренних органов).
Радиальная симметрия— форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собойпри вращении объекта вокруг
определённой прямой. Центром симметрии объекта называют
прямую, на которой пересекаются все оси двусторонней симметрии. Радиальной симметрией обладают такие геометрические объекты, каккруг, шар, цилиндр или конус.
Не только истинный поэт, но и истинный математик
одинаково озабочены отбором слов и фраз для более
точного выражения мысли.
А.Блок
Замечательным примером зеркальной симметрии в литературе
являются слова фразы "перевертыши":
Шалаш, казак, дед, потоп.
"А роза упала на лапу Азора". В этом "перевертыше" центром
зеркальной симметрии является буква "н", относительно которой
все остальные буквы (не учитывая пропуски между словами)
расположены во взаимно противоположной очередности.
"Кинь лед зебре, бобер бездельник." В этом "перевертыше"
центром зеркальной симметрии является буква "о".
"А луна канула" Центр зеркальной симметрии - буква "к".
Такие "перевертыши" в литературе называютпалиндромами.
Зеркальную симметрию равнобедренного треугольника мы находим в
стихотворении Валерия Брюсова “Треугольник ” .
Я,
Еле
Качая
веревки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе,
крылатый как птица,
меж липовых кустов!
но в заманчивом взоре
знаю, блещет, алея, зарница!
и я счастлив ею без слов!
Чередование рифм и чтение по интонации дает чувствовать прелесть
(симметрии) пушкинского стихотворения .
А.С. Пушкин.
В этот год осенняя погода
Стояла долго на дворе
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе.
Произведение А. Н.Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге
Большой дворец в Петергофе
Смольный собор
Адмиралтейство
Аничковмост
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Фотография Захаровой Кати
Фонарь на улице Итальянской
города Санкт-Петербурга
Фотография Аббасова Али
Храм Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге
Фотография Кобычева Саши
Потолоки Эрмитажа
Пример симметрии у кошки
Фотография Захаровой Кати
Фотография Аббасова Али
Склонность людей видеть цель в симметрии, является одной из
причин, почему симметрия часто является неотъемлемой частью
символов мировых религий. До сих пор симметрия подчиняется
правилу: она посылает сигналы «мы одинаковые», а асимметрия
выражает мысль «я особый, лучше чем ты». Взаимоотношения со
сверстниками строятся на основе симметрии, а властные
отношения — на асимметрии.
Вывод
В процессе изучения нами симметрии мы узнали много нового о мире, в котором мы живем. Мы увидели симметрию в таких простых вещах, как в обычном мяче, конфете, фонарном столбе и вообще практически везде!
Также мы увидели симметрию в животных и цветах, стихотворениях и в прозе, в молекулах и в атомах, в архитектуре и живописи, и даже в самом человеке.
На уроках геометрии отводится очень мало времени для изучения симметрии, но благодаря этому проекту мы буквально прониклись в эту тему. Нам помогали наши одноклассники, родители и наши любимые учителя. Без них бы у нас не получилось такого многообразного проекта.
Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует
в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли,
что не замечаем этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в
нашей жизни, добавляя в неё мир, спокойствие и состояние чего-то не
чуждого глазу. Это доказали наши исследования. Мы считаем, что
элементы симметрии всегда будет вокруг нас.
Мы будем с удовольствием продолжать заниматься нашим проектом, изучать симметрию еще глубже.