Конспект совместной образовательной деятельностис детьми старшей группы.
Тема: Лесом катится клубок у него колючий бок.
Возрастная группа: старшая группа, дети 5 лет.
Форма СОД: комплексное занятие
Форма организации: подгрупповая.
Цель: закрепить и обобщить представление детей о еже, о его образе жизни в разное время года.
Задачи:
Обучающие: (образовательные)
Обогатить и дополнить знания детей о еже. Закрепить умение отвечать на поставленные вопросы.
Активизировать слова, обозначающие действия и признаки животного. Стимулировать речевую активность детей Совершенствовать навыки работы с гуашью, пластелином.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимания детей.
Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, сопереживать, радоваться полученному результату.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.
Предварительная работа: Чтение Е. Чарушина «Еж», загадывание простых доступных для детей загадок.
Рассматривание иллюстраций. картин: «Кто где живет?», «Лесные животные»; «Дикие животные в картинках, лепка ежика.
Материалы и оборудование: «письмо от ёжика ", игрушка ёж, компьютер, детская песенка про ежа и лису, ватман гуашь (жёлтая, красная, оранжевая, салфетки, тазики с водой, пластилин, корзинка. Маска лисы, аудиозапись песенки Железновых «Ходит ежик».
Ход СОД:
- Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех.
Как вы думаете, от кого это письмо? (предположения детей)
Воспитатель загадывает загадку:
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала – лежала
Да к нам прибежала (Ёж)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж).
-Верно, это наш знакомый ежик приглашает нас в гости.
-Ну что, ребята, примем приглашение ежика?
-Оденем шапки, куртки, резиновые сапоги, ведь на дворе осень. (имитируют движения).
- Итак, отправляемся в путь…
Под деревом находят игрушку ежа.
- Где живет ёж?
- Он живет в лесу. Еж дикое животное.
- Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей). Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.
- Какими рождаются ежата? ( Ежата рождаются слепыми и без иголок).
А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.
- Зачем ежу колючки?
- Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок.
А для чего еще нужны ежу иголки?
- Чтобы переносить на иглах листья, грибы, ягоды. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. Принесет еж душистые листья в свою норку и устелет ими постель.
- Чем он питается?
- Его еда – ягоды, семена растений, черви, слизни, мыши, насекомые. Он питается даже змеями.
- Что делают ежи в конце осени?
А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями.
Звучит первый куплет из песни о ёжике.
- Как вы думаете, одного листочка хватит ёжику чтобы устроить гнёздышко?
- Давайте с помощью наших ладошек нарисуем ежу много листьев для норки.
( Рисование листочков).
- Вот, как много листочков получилось.
А раз всю зиму ежи спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть.
Звучит второй куплет из песни про ёжика.
- Ребята, а одного грибочка хватит ёжику?
- Давайте каждый слепит по грибочку и подарит ёжику.
( Дети лепят).
- Теперь ежу хватит грибочков.
- Ребята, а почему же ёжик поёт, что боится только лису, у него же колючки? ( предположения детей)
Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.
Подвижная игра «Ежики и лиса»: Лиса (ребенок) спит. Дети (ежики) гуляют под песенку Железновых «Ходит ежик». Музыка песенки останавливается, лиса просыпается и ловит ежиков. Дети в это время быстро сворачиваются в клубочек (группируются и сидят неподвижно). Лиса уходит, ежики снова гуляют.