Просмотр содержимого документа
«Развитие пространственных представлений у дошкольников»
ТЕМА: «Содержание понятий «ориентировка в пространстве». Значение развития пространственных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы представлений у дошкольников».
Цель:
Сформулировать значение развития пространственных представлений у дошкольников. Ознакомиться с физиологическими и психологическими механизмами представлений у детей.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
Особенности развития пространственных представлений...
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
определение собственного положения в пространстве;
определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
определение расположения предметов на плоскости.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).
На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Задание1 студентам:
Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения.
Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами
Предлоги и наречия, передающие направления движения
На, в, между, вокруг, …
К, из-за, вправо оттуда,
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
Развивается логика, мышление, воображение.
Формируются навыки ориентировки на улице.
Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.
Развивает кругозор и др.
Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 метра.
Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных упоений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое освоение (расстояние от одного предмета до другого).
В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.
Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
вверху — это там, где голова;
внизу — это там, где ноги;
впереди — это там, где лицо;
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием парности пространственных направлений. Первоначально могут их путать, особенно понятия «справа», «слева». Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:
под - над;
справа - слева;
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком. Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.) Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Большую роль играет слово.Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные. В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.
Выводы:
Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.
Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
Особенности развития пространственных ориентировок у детей
Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ
Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя
Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок
Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела
Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги.Слеворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой.
Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости
Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор
Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении
Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам
Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве
Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку
Задание 2 для самостоятельной работы студентов
Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве. (оформить как методические рекомендации для родителей)