kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие пространственных представлений у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие пространственных представлений у дошкольников»

ТЕМА: «Содержание понятий «ориентировка в пространстве». Значение развития пространственных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы представлений у дошкольников».

Цель:

Сформулировать значение развития пространственных представлений у дошкольников. Ознакомиться с физиологическими и психологическими механизмами представлений у детей.

Содержание понятия «ориентировка в пространстве»

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

  • определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

  • определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

  • определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений...

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

  • постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

  • сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:

  1. ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

  2. ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

  1. освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

  2. определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

  3. определение собственного положения в пространстве;

  1. определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

  2. определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание1 студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами

Предлоги и наречия, передающие направления движения

На, в, между, вокруг, …

К, из-за, вправо оттуда,

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по ма­тематике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизи­руют детские представления.

Значение развития пространственных представлений у дошкольников

  • Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

  • Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

  • Ориентировка на своем теле дает возможность познать час­ти тела как анатомические единицы.

  • Развивается логика, мышление, воображение.

  • Формируются навыки ориентировки на улице.

  • Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

  • Способствует развитию игровой, трудовой, изобразитель­ной, конструктивной, учебной деятельности.

  • Развивает кругозор и др.

Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства

Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глаза­ми предмет на расстоянии 1—1,5 метра.

Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных уп­оений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практиче­ское освоение (расстояние от одного предмета до другого).

В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение на­чинает приобретать слово.

Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:

  • вверху — это там, где голова;

  • внизу — это там, где ноги;

  • впереди — это там, где лицо;

Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием парности пространственных направлений. Первоначально могут их путать, особенно понятия «справа», «слева». Обычно выделяется одно направление и на основе срав­нения осознается другое:

под - над;

справа - слева;

Этапы восприятия пространственных отношений между пред­метами:

I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без простран­ственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается ру­кой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости за­меняется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.Практические действия постепенно сворачиваются и перехо­дят в умственные. В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.

Выводы:

Дошкольный возраст — это период освоения словесной сис­темой отсчета по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в ос­воении ребенком пространственных направлений.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

Особенности развития пространственных ориентировок у детей

Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ

Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя

Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок

Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела

Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги.Слеворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой.

Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости

Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор

Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении

Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам

Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве

Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку

Задание 2 для самостоятельной работы студентов

Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве. (оформить как методические рекомендации для родителей)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие пространственных представлений у дошкольников

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Занятие «Сказочная страна» для развития пространственной ориентации дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_skazochnaia_strana_dlia_razvitiia_prostranstvennoi_orientatsii_doshkoln"
    ["file_id"] => string(6) "533459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577209315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Занятие «Сказочная страна» для развития пространственной ориентации дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_skazochnaia_strana_dlia_razvitiia_prostranstvennoi_orientatsii_doshko_1"
    ["file_id"] => string(6) "581664"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621968022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Консультация для воспитателей «Развитие пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_razvitiie_prostranstviennykh_priedstavlienii_"
    ["file_id"] => string(6) "422721"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1498019316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения. Консультация для педагогов."
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_razvitiia_prostranstvennykh_predstavlenii_u_detei_s_narusheniem_zren"
    ["file_id"] => string(6) "566864"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1607883060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Формирование пространственных представлений у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(64) "formirovaniie_prostranstviennykh_priedstavlienii_u_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "394558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487743526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства