kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения. Консультация для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации отражены основные аспекты развития пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения. Консультация для педагогов.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск ул. Ленина 33а






Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения.

Консультация для педагогов





Подготовила:

Емельянова Татьяна Борисовна

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории

Образование: высшее НГПУ ФППД












2020 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения.


Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих

в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Такие дети спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.


В дефектологическом словаре дано следующее определение слова

«ориентировка» - это выбор направления движения, умение разобраться в

окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление

о расположении окружающих предметов.

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную

деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие,

мышление, память.

Недостаточность сформированности пространственных представлений у детей с зрительными нарушениями проявляется в нарушении схемы тела:

- формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит

значительно позже, чем у здоровых сверстников,

- выявляются затруднения в различии правой и левой стороны тела.


Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия «далеко, близко, дальше» заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной

передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Дети, страдающие глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в организации оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки.

В программе Л.И. Плаксиной обучение детей с нарушением зрения выделено в отдельный раздел, который предполагает формирование ориентировочных навыков у дошкольников на всех возрастных этапах, начиная со второй младшей группы.

Цель раздела – сформировать навыки и умения пространственного ориентирования,

развить мобильность ребенка с нарушенным зрением.

Основные задачи:

 Формирование знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировке в окружающем пространстве «от себя» (3-й год обучения), «от другого человека» (4-й год обучения);

 Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;

 Развитие навыков ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомного листа, на фланелеграфе, на поверхности стола и т.д.).

 Развитие навыков ориентировки в макропространстве (замкнутом – помещения группы, детского сада; открытом – участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;

 Формирование навыков ориентирования в пространстве с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);

 Формирование навыков моделирования предметно-пространственных строений, помещений детского сада, открытого пространства, чтению их схем (3-й год

обучения), самостоятельному составлению схем моделирования (4-й год обучения);

 Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих

пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.


Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется всеми педагогами

детского сада:

  • воспитатель закрепляет и совершенствует способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем. Учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой);


  • логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием;



  • инструктор по физической культуре закрепляет умения ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями;



  • музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.


Рассматривая любого ребенка как субъект образовательной среды с ограниченными возможностями развития, задача всех специалистов – организация оптимальных образовательных воздействий при учете индивидуальных возможностей ребенка.


В процессе специального обучения ориентировке в пространстве детей с нарушениями зрения используются все общепринятые дидактические методы: наглядные,

практические, словесные. Каждый из методов позволяет решить те или иные задачи

обучения. Эффективность данной коррекционно-педагогической деятельности обусловлена использованием названных методов в комплексе, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Методические приемы имеют компенсаторно-коррекционную направленность.


Ориентировка в пространстве - это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного

восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий

(местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).


Обучение ориентировке в пространстве включает 4 этапа. Каждый этап

представляет серию усложняющихся заданий.


  • На 1-ом этапе необходимо сформировать у детей стойкие представления о своем

теле, его симметричности, о пространственном расположении частей своего тела; развить навыки пространственной ориентировки «на себе».

  • На 2-м этапе - дать детям представления о том, что собственное тело

является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от

себя».

  • 3-ий этап: обучение детей моделированию предметно-пространственных

построений.

  • 4-ый этап: обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.


В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по

основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Емельянова Татьяна Борисовна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства