Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей 2-3лет»
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
Что же такое мелкая моторика?
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации это прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Средства развития мелкой моторики: Крышки, Шнурки, Крупа, Пластилин, Пуговицы, Куклы, Краски, Прищепки, Природный материал, Бусы, Песок.
Способы развития мелкой моторики
Игры с пластилином
Пальчиковая гимнастика
Игры с прищепками, шнуровки
Рисование и раскрашивание
Пальчиковый театр
Игры с конструкторами и мозаикой
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками
Песочная терапия
Пальчиковая гимнастика При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами. Предлагала ребенку помочь собрать бусинки. Он брал бусинки, опускал их в коробочку с маленьким отверстием.
Потом учились нанизывать бусы на нитку. Со временем дети нанизывали бусины в определенном порядке, по форме, цвету или величине.
Игры с бросовым материалом.
Игры сделанные своими руками. Родители сшили коврики, на кнопках, липучках. Можно придумать сказку, детям нравится.
Игры с песком. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. С родителями купили световой стол для рисования песком. Меняет цвета (26 цветов)
Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина.
Игры с конструктором, мозаикой. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер.
Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками.
Рисование. Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги и т. д.
Рисование, раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. В процессе рисования у детей развиваются не только творчество, но формируются элементарные графические умения, необходимые для освоения письма Обведение по трафарету с использованием карандашей.
Пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички».
Игры с прищепками. Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мелкие игрушки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
ВЫВОД: Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.