kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие пальчикой (мелкой) моторики детей. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий на развитие ловкости и точности рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Представленные упражнения отражают разные лексические темы: дом, животные, мебель, праздники, обитатели скотного двора, дом моды, зимующие птицы, новогодний карнавал, едем, плаваем, летаем,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики детей. »

«Кролик»

 

Маленький кролик,

Пушистенький кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

 

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

 

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

 

Ах, как смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в

лесу.

 

Дети скачут по кругу, сделав «ушки»

из ладошек и двигая ими вперед-назад.

Останавливаются, держатся за животики.

Сначала прыгают на прямых ногах,

потом — вприсядку.

Останавливаются, поднимают

воображаемый бокал к лицу.

Делают ушки из ладошек.

Опять держатся за животики.

Смотрят из-под руки.

Подмигивают, разбегаются

 



«Довольные звери»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими peбятами!


 

Показывают поочерёдно пальцы

сначала на одной, затем на

другой руке, начиная с больших

 

«Козочка»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке –

Бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный…

Как прыгну — сразу забодаю.

Идут по кругу.

 

Показывают «рожки».

Прыгают на носочках.

Ладошками показывают «ушки»

 

Показывает язык «лопатой».

Рукой показывают «хвостик».

Прыгают, «бодаются».

 



«Наша обувь»

 

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

Попеременные хлопки ладонями

и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви

загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

 

ДОМ МОДЫ

Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения

Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.

 

 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

 

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых перышках.

Всем хватило зёрнышек.

 

Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

 

 

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

 

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

 

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка поскорей.

 

Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок

- он скачет как воробей.

Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.

«Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки,

не пускают его.

 

НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ




Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

 

Дал большущие пакеты,

 

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один — золотистый мандарин.

 

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

Дети «шагают» средним и

указательным пальцами обеих рук.

 

«Рисуют» руками большой круг.

 

Делают ритмичные хлопки.

Загибают на обеих руках

пальчики, начиная с большого.

 

НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ

Давай, дружок, смелей, дружок,

 

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

 

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

 

 

Но солнце припечет слегка –

Увы! — и нет снеговика.

Дети идут по кругу друг за другом,

изображая, что катят перед  собой снежок.

Останавливаются, «рисуют»

двумя руками ком.

 

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают глаза, прикрывают

голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.



 

ОЙ, СНЕЖОК, СНЕЖОК – БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

 

 

И совсем совсем не сладкий.

Раз — подбросим.

 

Два — поймаем.

 

Три — уроним

И …сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывают

воображаемый снежок.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.

 

ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

 Этот дом –

одноэтажный.

Этот дом –

он  двухэтажный.

А вот этот –

трёхэтажный.

Этот дом –

он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

 

 

 

Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

 

ЕДЕМ, ПЛАВАЕМ, ЛЕТАЕМ

Садись-ка пальчик в вертолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете.

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдём пешком.

 

 

 

 

Произносим слова и поочерёдно  загибаем пальчики.

 

ЕДЕМ, ПЛАВАЕМ, ЛЕТАЕМ




Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! — гудит. -

Тороплюсь! Тороплюсь!

 

Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди.

Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.

 

 

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

 

Загибают пальчики, начиная с

большого, на обеих руках.

 

Сжимают и разжимают кулачки.

 

 

Загибают пальчики, начиная с

большого.

 

 

Попеременно хлопают в ладоши

и стучат кулачками.

 

 

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

Есть ещё одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.

 

 

Дом готов, зовём гостей:

«Приходите поскорей!»

Ударяют, чередуя, кулачком

о кулачок.

Ставят рядом ладошки — «стены».

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют крышей.

Мизинец отставляют в сторону –

труба.

Делают приглашающий жест рукой.

 


ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

 

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

 

Поднимают руки к плечам,

вверх, к плечам, в стороны.

 

 

Сгибают пальцы в

кулачок, начиная с мизинца.

 

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Тропинки лесные, Пахучие травы

(движения руки вперёд, вдох носиком).

За темным оврагом Простор полевой,

(Правая рука надо  лбом, смотрим вдаль).

Идёт пограничник В  дозор от заставы,

В любую погоду – И ночью и днём
(шагаем, маршируем).

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.) 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, (Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли И подарки принесли.

Будем мы их представлять И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый, Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

 

8 МАРТА – ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ!

 Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

 

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

 Встают, наклонившись; руками

двигают влево, вправо.

 

Тянутся, как бы вытирают

правой рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.

 





«Как у нас семья большая»

 

Как у нас семья большая

Да весёлая.

Два у лавки стоят,

 

Два учиться хотят,

 

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

 

Ритмичные хлопки в ладоши и

удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы

на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

 

Загнуть безымянные пальцы.

 

Загнуть мизинцы.



 

«Речка»

К речке быстрой мы

спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывём,

как дельфин.

 

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

 

Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строчку 4 движения

ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Показывают «брасс»,

«кроль», двигаясь по кругу.

Идут по кругу друг за другом,

делая руками «брасс» или «кроль».

Идут лицом от центра круга.


«Веснянка»

 

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

 

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

 

Бегут по кругу.

«Летят» по кругу.

Медленно приседают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

 

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики хотят все спать.

Тише, тише, не шумите!

Пальчиков вы не будите!

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт,

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики — ура!

Одеваться нам пора.

Поочерёдно сгибаем пальчики на обеих руках.

Указательный пальчик прижимаем к губам.

Разводим руки в стороны.

Поднимаем руки вверх.

Поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков на обеих руках.

Изображают радость с поднятыми вверх руками и растопыренными пальчиками.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики детей.

Автор: Серова Анна Александровна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Методическая рекомендация для родителей и педагогов "Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста"."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_riekomiendatsiia_dlia_roditieliei_i_piedaghoghov_razvitiie_miel"
    ["file_id"] => string(6) "366070"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480951575"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи» "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-mielkoi-motoriki-pal-tsiev-ruk-kak-sriedstvo-korriektsii-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "202056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429177310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства