формировать представление о различных видах производства;
воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, культуру речевого общения.
Методы и приемы:
Наглядные, практические, словесные;
Беседа, вопросы, объяснение, игра, проблемные вопросы и ситуации.
Оборудование и материалы:
Карточки для игровых действий, пальчиковые бассейны, коробочки- шумелки, наборы геометрических фигур, мешочек с монетами, фломастеры, мультимедийный экран.
Ход занятия:
В: Я очень рада нашей встрече ребята. Сейчас мы поприветствуем друг друга и поможет нам в этом игра.
Игра «Слово на ладошке»
В: Нужно поднести руку, ладошкой вверх, к подбородку, произнести приветствие, назвать свое имя и слегка подуть на ладошку:
«Здравствуйте, меня зовут Светлана Владимировна» (дети говорят приветствие и имена, по очереди).
В: Пришла я к вам не с пустыми руками, а что я принесла, определите на ощупь, обследуя мешочек.(дети по очереди обследуют мешочек) Как вы, думаете, что в нем?
Выслушиваю предположения детей.
В: Посмотрите, кто из вас был прав. Присаживайтесь. Рассмотрите монеты, передавая друг другу. Что вы можете сказать о форме монет, о цвете, из какого материала они сделаны?
Выслушиваю ответы детей.
В: Ребята, а зачем нужны деньги? Где берут деньги ваши родители?
Выслушиваю ответы детей.
В: Эти деньги называются доходом вашей семьи. А на что тратит ваша семья свой доход? У каждой семьи разный доход, поэтому и разный расход. Наверное, каждый из вас хочет иметь свой доход и уже мечтает, на что его истратит. Скажите, что вы мечтаете купить?
Выслушиваю ответы детей.
В: Для того, чтобы хорошо вести хозяйство и быть успешным, необходимо знать некоторые правила. Познакомиться с этими правилами нам поможет наука экономика. Хотите узнать, один из способов как заработать деньги? Предлагаю поиграть и немного об экономике узнать. Представьте, что у каждого из вас свой бизнес. Выберите карточку, рассмотрите её, картинка вверху показывает, что выпускает ваша фирма. Назовите, что вы производите?
Выслушиваю ответы детей.
В: Рассмотрите карточки внизу. Зеленая полоса на карточке обозначает, что этого товара много, есть лишний. На языке экономике – излишки. Значит, вы это можете продать. Скажите, что вы можете продать из вашего производства?
Выслушиваю ответы детей.
В: Красная полоса указывает, что этого товара мало. На языке экономике – дефицит. Какой товар вам необходимо приобрести для работы производства? Этот товар есть у другого. Подумайте, как вы сможете приобрести необходимый товар. Вспомните, как вы в жизни приобретаете необходимый товар?
Выслушиваю ответы детей.
В: Да, вы правы, необходимый товар, можно купить за деньги. Ребята, но у нас сейчас денег нет. Что мы будем делать? Очень давно, у древних людей денег тоже не было, посмотрим, как они приобретали товар? Оставьте свои карточки и пройдите к этому столу.
Игра «Узнай по звуку»
В: В качестве денег древние люди использовали различные предметы. Послушайте и назовите, что они использовали в качестве денег.
Выслушиваю предположения детей.
В: Да это были различные предметы: (открываю коробочки) ракушки, камни, стекла, зерно и даже шкуры зверей. (Работа с экраном) Посмотрите и скажите, сколько стоила одна шкура. Древние люди, цифр не знали, поэтому, число записывали точками или палочками, крестиками и изображали предметы. Все это было деньгами древних людей, а мы сейчас с вами изготовим деньги для нашей игры.
В: Обратите внимание (работа с экраном), что монеты могут быть различной формы, выберите форму для своей монеты.
В: Присаживайтесь за этот стол. Еще у каждой монеты есть свое достоинство, то есть стоимость.
Игра «Найди на ощупь»
Для определения достоинства вашей монеты опустите руки в бассейн. Достаньте из бассейна предметы, которые найдете. Сосчитайте предметы и запишите их количество, не используя цифру.
Дети считают предметы и записывают количество с помощью точек, палочек, крестиков на своих монетах.
В: На другой стороне каждой монеты изображен свой символ, поэтому переверните свою монету и придумайте символ, используя геометрические фигуры, приклейте его.
Игра «Мозаика»
Звучит музыка, дети составляют символ из геометрических фигур и приклеивают на монету.
В: Монеты готовы и мы с вами пойдем приобретать недостающий товар - дефицит для нашего производства.
Фузкультминутка (проводится два раза)
Мы хотим купить обновы,
Покупать мы все готовы.
Далеко идти ли нам
Смотрим мы по сторонам.
Яркие витрины в наших магазинах,
Дружно вместе подойдем
И товары подберем.
В: Ребята, сейчас вы можете купить то, что изображено на картинке с красной полосой, недостающий товар.
Игра «Кому что надо?»
В: Мне необходима мука, кто может продать муку, у кого она в излишке?
В: Наше производство заработало, и мы выпустили свою продукцию, которую можем продавать. А для этого необходимо оформить витрины. Посмотрите, как правильно это сделать: в витрину с полками зеленого цвета мы ставим не одежду, не продукты. Что мы ставим в эту витрину?
Выслушиваю ответы детей.
В: В витрину с полками синего цвета не продукты, не одежду. Что мы ставим в эту витрину?
Выслушиваю ответы детей.
В: В витрину с полками желтого цвета не одежду , не игрушки. Что мы ставим в эту витрину? В витрину какого цвета ты поставила свой товар.
Выслушиваю ответы детей.
В: Посмотрите, все ли товары стоят верно.
Много мы с вами сделали для того, чтобы заполнить витрины товаром: продали излишки, приобрели дефицит, выпустили продукцию, заполнили витрины товаром. И вот к нам пришли покупатели. Когда ваш товар продается, вы получаете доход. Деньги вы можете вложить в бизнес и увеличить свой доход, можно истратить на себя, тогда ваш бизнес не будет развиваться, можно часть денег вложить в бизнес, а часть истратить на себя или еще на кого хотите. Какое решение вы принимаете?
Выслушиваю ответы детей.
В: Ребята, что мы делали для получения дохода?
Выслушиваю ответы детей.
В: Сегодня мы познакомились с одним способом получения дохода, но есть и другие. Какой бизнес можно еще организовать вы узнаете с помощью игры, которую я вам подарю. Спасибо за общение. До свиданья.