Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну геометрических фигур»
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Цель: закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5; закреплять знания о геометрических фигурах;
Образовательные задачи: Совершенствовать знания о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник форме предметов, поиск геометрических фигур в пространстве, ориентация в пространстве, закреплять знания цветов, размер.
Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, ИКТ (магнитная доска, интерактивная доска, проектор, (геометрические фигуры, цифры от 1 до 5, герои: королева Математики, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) разрезанные готовые фигуры для аппликации, альбомный лист бумаги, клей.
Билингвальный компонент: сары- желтый- yellow, қызыл - красный - red, жасыл-зелёный –green, көк- синий-blue.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: -Дети, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся!
(Ребята приветствуют гостей на трёх языках).
-Придумано кем- то просто и мудро!
- При встрече здороваться – Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
- А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям!
-Молодцы, ребята!
(Дети садятся на свои места).
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Входит королева Математики.
Королева: Здравствуйте, ребята, нам нужна ваша помощь. В стране геометрических фигур случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей страны – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры запутались и забыли свои имена. Зверей заточил в темницу. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары злого волшебника, выполнив все задания.Какие задания выполнить, вы найдёте в конверте.Я бы хотела с вами отправиться в путь, но меня ждут другие ребята, вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем королеве математики? Ответы детей. А чтобы помощь жителям королевства, нам надо повторить фигуры и цвета. (Обращает внимание на интерактивную доску и загадывает загадки про фигуры).
Тогда отправляемся в путь, в чудесную страну геометрических фигур (детям раздаются фигуры, подходят к паровозику и по фигурам находят свои места и садятся).
Дети: Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в страну чудесную
Компанию ребят.
Воспитатель.
-Вот и приехали мы с вами в страну геометрических фигур. Как здесь темно и грустно. Ребята, не забывайте, что эта заколдованная страна. (Звучит музыка и исчезает паровозик). Наш паровозик исчез, его забрал к себе Злой волшебник. Ладно, мы как-нибудь с вами справимся.
Пойдёмте спасать и помогать жителям страны. Посмотрите, какие красивые дома, но Злой волшебник заточил их в цепи и повесил на дверях замок. Как же нам открыть и узнать, кто в них живет? Может, заглянем в мешочек? (Воспитатель достаёт из мешочка конверт с заданиями читает).
1 задание. Это открыть замок и попасть в домик. Кодовый замок. (Дети находят фигуры блоки Дьенеша).
-Ребята, чтобы помочь нам надо выполнить задания.
Подобрать и назвать фигуры, затем вставить в окошко замка. Третья фигура ни толстая, ни круглая, не большая и не красная, значит какая это фигура? (квадрат, синий, тонкий, маленький).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Посмотрите, кто они? А как называются все эти фигуры?
Дети: - Геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята посмотрите, фигурызапутались, их заколдовал злой волшебник, надо им помочь. Давайте, послушаем и разберёмся. (Дети-фигуры читают стихи, дети надевают соответствующие маски). Скажите ребята, эти фигуры одинаковые? Чем отличается прямоугольник от квадрата? Чем овал отличается от круга? У треугольника сколько углов? Молодцы, ребята! С первым заданием мы справились. Пойдёмте дальше.
-Ребята, страна, по которой мы с вами путешествуем, называется Страной Геометрических фигур, интересно, что же нас ждёт дальше?
2-Задание «Мостик» (второй конверт, надо построить 1 мост из тонких кирпичей, а второй из толстых кирпичей).
Воспитатель: Ребята смотрите, впереди река. Как же нам ее перейти? (… по мосту) Как вы думаете, что произошло со всеми мостами: они совсем непрочные, сделаны не из кирпичей, а из предметов! Кто же превратил кирпичи в предметы? (Злой волшебник заколдовал). Что же случится, если мы пройдем по такому непрочному мосту? (ответы детей). Это второе препятствие Злого волшебника – он не хочет, чтобы мы перебрались на другой берег реки, и поэтому заколдовал все мосты! Кто же их расколдует? (Мы сами!) Как же нам это сделать? (Надо подобрать кирпичики, подходящие по форме и по цвету предмету, и положить его сверху). Нам надо построить 2 мостика. Давайте, разделимся на две команды. Дети строят мост. Вот мосты и готовы! Как вы думаете, они прочные? Тогда переходим на другой берег! Мы с вами прошли второе препятствие злого волшебника, расколдовали мосты – и его сила уменьшилась!
Билингвальный компонент: сары- желтый- yellow, қызыл - красный - red, жасыл-зелёный –green, көк- синий-blue.
3-Задание: Дидактическая игра «Найди свой домик».
Воспитатель: Смотрите ребята, сундучок стоит, посмотрим, что в сундучке. (Достаёт конверт и читает задание).
Грустно жителям страны
Жить поодиночке…..
Ты зверюшкам помоги,
Домик каждому найди.
Воспитатель: Ой, ребята, а что это такое? (Здесь заперты звери). Я тоже так думаю, что нам нужно сделать, чтобы расколдовать их? (Надо домик им найти и помочь). Вот здесь у нас есть волшебные фигуры, давайте найдём домики по порядку. Но как же мы узнаем, где какой зверь? Какая это цифра? (Торчат заячьи уши, хвостик лисы, …). (Дети одевают прищепки на изображения зверей и по цифрам располагают зверей в домики).
Воспитатель: Молодцы, ребятки! И с этим заданием вы справились. Какой это был по счёту задание? (Третье задание).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже прошли полпути. Вы наверно уже устали. Давайте сделаем физминутку.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
4-Задание «Дерево».
Воспитатель: - Здесь действительно очень грустно! Сколько деревьев тут. (Достаёт конверт и читает задание). (Справа от вас стоит дерево очень грустное, надо подобрать веточки с листочками). Как вы думаете, почему это дерево грустит? (Нет листочков). Что же здесь случилось, почему на всех деревьях есть листочки, а у одного дерева нет ни веточек, ни листочков? ( Это самое высокое дерево). Правильно, и красивое. Поэтому его и заколдовал Злой волшебник. Что же делать, как помочь дереву? (Подобрать веточки с листочками). Кто догадался, как правильно подобрать? (Нужно сосчитать количество больших/маленьких кружочков и найти веточку с таким же количеством больших/маленьких листочков). Дети выполняют задание. Молодцы! Какое красивое стало дерево! Посмотрите, оно больше не грустит, а улыбается и благодарит вас! Мы с вами справились с еще одним колдовством Злого волшебника и его сила еще уменьшилась!
Воспитатель: Теперь пойдемте дальше помогать стране.
5-Задание: «Клумбы» (обручи)
-Смотрите ребята, здесь две дорожки. Какие они? (Одна длинная и узкая, другая короткая и широкая). По какой дорожке мы пойдём? (Ответы детей по короткой и широкой дорожке). Но нужно быть осторожными, на дорожках Злой волшебник расставил свои ловушки! Не попасться в них нам помогут вот эти волшебные клубочки (блоки Дьенеша круглой формы). Как они будут нам помогать? (Показывать, где нужно повернуть – направо или налево). Скажите ребята, по какой стороне короткая дорога? Милана, скажи кто от тебя справа, а то слева, Матвей ты скажи кто справа, а кто слева? Молодцы, всё правильно! (Дети проходят по тропинкам в соответствии с выбранной фигурой-клубочком, жёлтая фигура - короткая и широкая, красная - длинная и узкая). Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие и не попались в его ловушки.
Звучит короткий звуковой сигнал, изображающий исчезновение Злого волшебника. Молодцы! Мы расколдовали зверей и нашли и расселили их в домики, помогли разобраться фигурам, построили мостики, подобрали веточки и листочки дереву, посадили цветы в клумбу и навели порядок. Злой волшебник совсем потерял свою силу и исчез! Теперь, Страна геометрических фигур, свободна от его чар! Королева Математики вам очень благодарна за помощь и за это подарила нам волшебные геометрические фигуры. Давайте, скажем ей спасибо! (На трёх языках). Но Злой волшебник забрал наш паровозик, как мы с вами вернёмся обратно в садик? Как нам вернуть паровозик? (Ответы детей). Давайте мы сами сделаем паровозики из этих волшебных фигур.
Аппликация. «Паровозик». (Дети берут разрезанные фигуры и наклеивают на листочки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые паровозики получились! Сейчас будем возвращаться в садик на этих паровозиках.
Рефлексия:
Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы сегодня побывали? Как мы помогли жителям чудесной страны? Если вам понравилось выполнять задания и у вас все получилось, то возьмите себе смайлика, который улыбается, а если вам не понравилось наше путешествие или у вас что-то не получилось, то возьмите себе грустного смайлика. (Дети выбирают себе смайлика и вешают на магнитную доску).
-А теперь нам пора возвращаться, давайте, построимся паровозиком и споём песенку. Песенка «Паровозик чух-чух». (Дети паровозиком выходят из группы).