2022 г.
- расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, его свойствах и ролью в жизни человека;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.
- развивать логическое мышление.
- формировать у детей желание заботиться о чистоте воздуха.
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
3. Практические: упражнения, элементарные опыты.
Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Результат |
1 этап | Организационный | Подготовка учащихся к работе на занятии | Здравствуйте, я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие | Восприятие |
2 этап | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Предлагаю посмотреть на красивую шкатулку: Как вы думаете, что находится в этой шкатулке? (ответы детей). Правильный ответ: воздух (открываю шкатулку, показываю). Тема нашего занятия «Прозрачный невидимка». Цель занятия: изучить состав и свойства воздуха, его роль в жизни человека. | Осмысление возможного начала работы, ответы учащихся |
3 этап | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Какими же свойствами обладает воздух? Воздух бесцветный, прозрачный, у него нет запаха. В его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. А вот растения, наоборот, используют углекислый газ, а атмосферу насыщают кислородом. Давайте внимательно рассмотрим зеленый листочек. Нижняя поверхность листа, покрытая прозрачной пленкой, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами. Хорошенько разглядеть их можно в микроскоп (рассматриваем под микроскопом). Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ. На солнечном свету из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, из углекислого газа в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется кислород. Не зря растения называют зелеными легкими планеты! | Освоение новых знаний |
4 этап | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Как вы думаете, где воздух лучше - в лесу или в городе? (ответы детей). Конечно в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать аромат березы, дуба, цветов. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают вредные бактерии. В городе воздух другой: он пахнет бензином и выхлопными газами машин, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений. А сейчас я приглашаю всех немного отдохнуть Физкультминутка: Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик, Раз – сюда, два – туда. Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли, Раз – два, раз -два Заниматься нам пора! | Осознанное усвоение нового учебного материала |
5 этап | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показываю стакан по очереди всем ребятам, выслушиваю ответы). А вот мы сейчас проверим. Опыт 1 «Воздух». Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей). Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2 «Пузырьки воздуха». Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. | Осознанное усвоение нового материала |
6 этап | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Устный опрос учащихся: 1. Из каких газов состоит воздух? 2. Какими свойствами обладает воздух? 3. Почему растения называют зелеными легкими планеты? 4. Почему в городах воздух загрязненный? | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов |
7 этап | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последую- щей работы | Стихотворение «Прозрачный невидимка» Он - прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу - густой,душистый, Как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой. Когда иней лег на стекла Пышной белой бахромой. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим, Просто мы его вдыхаем - Он ведь нам необходим! Совместно с учащимися подводится итог занятия: воздух нам необходим! | Самоутверждение учащихся в успешности |
8 этап | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Вот и подошло к концу наше занятие. На столе лежат две стопки вырезанных из бумаги листьев: зеленый лист - занятие понравилось, было интересно, я доволен результатом; красный лист - на занятии было не интересно и скучно, я не доволен результатом (выбор и пояснение детей). Все молодцы, спасибо за работу на занятии! | Анализ учащимися собственной деятельности |