Просмотр содержимого документа
«"Прогулка с облаками"»
Конспект открытого просмотра ОД
«Прогулка с облаками»
Автор:
Ефименко И.В.
учитель-логопед МБДОУ д/с № 15
г. Уссурийск
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки наблюдения за объектами неживой природы.
2. Дать представление о свойствах воздуха.
3. Развивать любознательность, зрительное восприятие, воображение, умение делать выводы.
4. Развивать двигательную активность детей на прогулке через подвижные игры.
5. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.
Методы и приёмы: организационный момент, беседа, наблюдение, эксперимент, рассматривание, показ воспитателя, труд, подвижная игра, рефлексия.
Оборудование: иллюстрации облаков, карточки с прорезями различных фигур "Ловушка облаков", стол, банка, поднос с полотенцем, горячая вода, грелка со льдом, схема "Образование облака", корзинка, белые мелки.
Ход прогулки
Выход на улицу. Дети строятся парами проходят к участку.
Приветствие гостей:
Встанем рядышком друг с другом,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем вам скажем «Добрый день!».
Воспитатель: ребята отгадайте загадку
Виден в небе гриб, дракон,
И лошадка, даже слон:
То плывут из далека
В белых клочьях... (облака)
Воспитатель: послушайте стихотворения об облаках
Индивидуальная работа
дети читают шутливые стихотворения
Я смотрю на облака: Ведь они из молока?! А быть может из тумана? Очень много в них обмана: На меня неслась гора - Появилась в ней дыра. Мчалась лошадь по дороге - У неё уплыли ноги... Стадо козочек паслось И куда-то унеслось. Ослик маленький бежал - Растянулся и... пропал. Мчатся по небу зверушки: Львы, слоны и даже хрюшки. (А. Романенко)
- Облака вы, облака!
То лошадки, то стога,
То перины, то подушки,
То неведомы зверушки.
То кораблик с парусами,
То огромный кот с усами.
И куда вы так спешите,
Друг за дружкою бежите?
Воспитатель:
- Облака бывают разные кучевые, перистые, слоистые, грозовые (воспитатель показывает иллюстрации облаков).
- На что похожи кучевые облака? (Кучевые облака выглядят как пушистые шарики из ваты).
Воспитатель: Чаще всего кучевые облака на хорошую погоду.
- Слоистые облака плоские, которые часто находятся близко к поверхности Земли. Иногда они могут вызвать легкий дождь.
Воспитатель: на что похожи перистые облака? (на перышки)
- Перистые облака находятся высоко в небе, они целиком состоят из кристалликов льда.
Наблюдение за облаками (исследовательская деятельность)
Определить, какие облака на небе.
Для того, чтобы наблюдения за облаками прошло интереснее и веселее, я хочу предложить вам, ребята, игру «Поймай облако».
Игра «Поймай облако» (заранее подготовить картонки с видами облаков с прорезями посередине. Дети смотрят на облака, через отверстие в картонке).
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам раздам ловушку облаков. Видите, здесь есть окошко, в которое помещается ваше облако. Ну, что, начнем!!!
Воспитатель просит детей подобрать прилагательные к слову «облака» – какие они? (белые, пушистые, сказочные и т.д.). Можно попросить детей закончить фразу: «облака легкие, как...?» (пух, вата, перышко и т.д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на небо, что делают облака? Ответы детей.
- А как же они плывут? Ответы детей.
- От чего это зависит? Ответы детей.
- Правильно. Если ветер сильный, то облака плывут быстро, ну а если ветер не сильный, то облака плывут медленно.
Воспитатель:
Осенью на небе мы можем увидеть много облаков. Ребята, а вы хотите увидеть, как рождается облако? Присаживайтесь на скамеечку.
Опыт «Делаем облако»(на столе у воспитателя на подносе с полотенцем стоитбанка)
Воспитатель:
Смотрите очень внимательно на банку! Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Ставлю сверху на банку грелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.
(эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха).
(Воспитатель показывает детям схему образования облака)
- Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе? (с опорой на схему)
Капли воды, нагревшись на земле, поднимаются вверх.
Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, из множества облаков, появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Воспитатель:
Скажите, ребята, из чего состоят облака? (из капелек воды)
Подвижная игра «Круговорот воды в природе»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа - может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло, и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по участку, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек). Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Дети, стоя в образовавшихся группках, приседают).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, облако и туча – это одно и тоже? Я вам сейчас прочитаю, а вы потом скажите, что такое облако и туча, чем они отличаются.
Почему бывают тучи?
И бывают облака?
Потому что тучи – круче,
Облака летят, пушинки,
Тучи грозные висят,
Там, ведь мокрые дождинки
Нас водой облить хотят.
Если взять и выжать тучи
И немного подсушить,
Облака, тогда получим,
И не будет дождик лить.
- Понравилось стихотворение? (Да)
- Про что это стихотворение? (Про облако, про тучу)
- И чем же они отличаются? (Облака мягкие, пушистые, белые, тучи густые, грозные, дождевые).
Подвижная игра «Облако и туча» (5-6 раз)
Цель: учить детей выполнять действия в соответствии с сигналом; развивать наблюдательность и внимание.
Ход игры: На одной стороне веранды рисунок тучи, на другой – облако. Дети бегают по центру. Воспитатель говорит: «Облако!» – дети бегут к рисунку облако, если говорит: «Туча!» – дети бегут к рисунку тучи.
Трудовая деятельность
Воспитатель:Ребята, я предлагаю собрать вам сухие листочки, которые пригодятся нам для занятий аппликацией.
(дети собирают листья).
Воспитатель: Скажите, а сегодняшняя прогулка была интересной? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?
В завершении нашей прогулки хочу предложить вам нарисовать облака, которые вы сегодня поймали "Ловушкой облаков" (дети рисуют мелками на асфальте облака в виде разнообразных фигур).
Список используемой литературы
1. Александрова, Кобзева, Холодова: "Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. ФГОС ДО " Учитель 2020 г. - 287 с.
2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
3.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.