Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86»
Доклад
Тема: Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Кашина Л.В
воспитатель
В системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В связи с введением 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию воспитанников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования от «17» октября 3013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 года прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
В основе Стандарта заложены принципы:
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество Организации с семьей;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
ФГОС Дошкольного образования направлен на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательныхпроектовсовместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, добиваться решения новых задач в дошкольном образовании можно посредством проектной деятельности. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что проектная деятельность «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: проблема; проектирование или планирование; поиск информации; продукт; презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Существуют основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
2. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
3. Развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
4. Развитие творческого мышления;
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2.Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
3. Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проект – уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. По утверждению педагога-новатора Олега Семеновича Газмана, при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей). Проектирование – комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь.
К воспитателю, вступающему во взаимодействие с ребенком и семьей, сегодня предъявляются особые требования. Важным является умение не только решать возникающие психологические и педагогические проблемы, но и понимать направление развития, способствовать поиску психологической и педагогической поддержки.
Воспитывая дошкольника, мы должны помнить, что другой человек, пусть даже маленький, не должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни, - мы же призваны всемерно ему помогать.
Социально-педагогическое проектирование предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений.
Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.
В нашем дошкольном учреждении метод проектов применяется уже не первый год. Проектная деятельность приносит отличные результаты в самых разных направлениях. В этом учебном году мы работаем по целевому творческому практико-ориентированному проекту «Растим маленьких патриотов». Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, поселку, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС Дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
Формирование духовно-нравственных отношений;
Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
Воспитание чувства собственного достоинства как представителя других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Наш проект «Растим маленьких патриотов» построен на принципах:
- гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
- историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;
- дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Родине;
- интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, сочетание разных видов деятельности;
- наглядности: изготовление ряда пособий и мультимедийных презентаций.
Работа над проектом проходит поэтапно. На первом этапе мы определили проблему: Как, какими средствами, способами воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников нашего детского учреждения? Поставили цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств – любви к своей семье, дому, детскому саду, малой родине, стране.
Методическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию была направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей. Для этого проводились тематические педагогические часы и консультирование. Педагоги подготовили предварительный план решения проблемы.
На втором этапе рассматривались предложения педагогов и родителей по усилению мотивации на выполнение проекта. Во всех группах обсуждения проходили на родительских собраниях по нравственно-патриотическому воспитанию. Так появились подпроекты во всех группах: «Моя семья», «Родословное дерево моей семьи», «Городок, в котором я живу», «Они сражались за Родину», «Республика, в которой ты живешь». Все они осуществляются в тесной взаимосвязи специалистов, педагогов и родителей.
На третьем этапе проходила организация предметно-образовательного пространства. Создание условий – важная составляющая проекта (Создание мини-музея «Русская изба», оформление патриотических уголков в группах, подбор художественной литературы, пособий, материалов и др.)
На следующем этапе, в совместной деятельности были разработаны методические рекомендации по осуществлению проекта и определены формы организации детей: непосредственно образовательная деятельность, спортивные досуги; музыкальная деятельность; продуктивная деятельность; изобразительная деятельность; беседы, выставки детских рисунков и совместных работ с родителями; конкурсы чтецов, оформление мини-музея «Русская изба» и патриотических уголков, экскурсии в краеведческий музей, войсковую и пожарную части, посещение районной библиотеки, совместные с родителями праздники, праздничные концерты.
В реализации проекта мы используем следующие методы и приемы:объяснительно-иллюстративные;проблемное изложение материала;исследовательские;словесные (рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы);демонстрационные; методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации).
Наша проектная деятельность выражена через игру как основной вид деятельности;
совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками;
включение элементов творчества в непосредственно образовательную, игровую и самостоятельную деятельность; просмотр презентаций; рассматривание репродукций картин известных художников; рассматривание иллюстраций достопримечательностей и памятных мест Удмуртии и России.
Мы планируем следующие результаты в освоении интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются историей поселка, республики, страны; проявляют чувство гордости за свою семью, за свою Родину; умеют представить творческий продукт индивидуальной и коллективной деятельности; соотносят воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями; интересуются историческим, военным прошлым, проявляют интерес к народной музыке, патриотической песне и танцам.
На заключительном этапе проекта оценивается его эффективность в целом по результатам диагностических исследований: интервьюирование детей (символика, название столиц, президенты Удмуртии и России), индивидуальные беседы с детьми, ситуации свободного уровня, наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей, анализ продуктов, анкетирование родителей.
Наш проект еще реализуется, но мы уже на сегодняшний день имеем хорошие результаты плодотворной и творческой работы.
В детском саду создан мини-музей «Русская изба». В нем воспитанники знакомятся с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа. Экспонаты мини-музея используются в ходе образовательной деятельности. Стало хорошей традицией проведение мастер-классов, родительских собраний в «Русской избе».
Во всех группах оформлены патриотические уголки. Они показывают государственную символику, портреты президентов, иллюстрации достопримечательностей, символов и сувениров нашей страны и республики. В них размещаются выставки альбомов, художественной литературы, творческих работ, игрушек-сувениров и др.
Во всех группах к традиционным государственным праздникам организовываются выставки детских творческих работ и совместных работ детей и родителей. При подготовке к празднику дети узнают историю возникновения праздника.
Для воспитанников старших групп организуются экскурсии в краеведческий музей, где дети знакомятся с историей поселка, с природой родного края, со старинными предметами быта удмуртского народа.
Экскурсии в пожарную и войсковую части вызывают большой интерес у детей. Такие экскурсии очень полезны в формировании уважительного отношения к профессиям военного и пожарного.
В рамках проекта был создан совместный план работы детского сада и Физкультурно-оздоровительного комплекса. Формировать у детей чувство гордости за спортивные достижения олимпийских чемпионов нашей страны и своих родителей помогла экскурсия в Физкультурно-оздоровительный комплекс войсковой части 55498. Проведенная работа способствовала тому, что наши воспитанники посещают спортивные секции, участвуют в различных соревнованиях. Досуг «Вместе с мамой», посвященный Дню матери, помог создать атмосферу радости, сердечности и доброты по отношению к самому дорогому в жизни каждого человека.
В каждой группе при реализации проекта проводятся непосредственно образовательные деятельности на темы: «Моя семья», «Моя Родина», «Защитники Отечества», «Мой край родной» и др.
52 семьи стали участниками конкурса «Герб моей семьи». Работы были очень интересными, исполнялись в рисунке, аппликации, с применением нетрадиционных техник. Они отражали семейные увлечения, интересы, историю и традиции семьи. В каждой группе оформлялась выставка. Это мероприятие было очень полезным в формировании у детей ценностного отношения к семейным традициям и в воспитании чувств уважения и любви к своей семье.
В творческих работах «Родословное дерево» родители со своими детьми постарались как можно глубже изучить родословную своей семьи. Все участники проявили фантазию, творчество и креативность. Проведение конкурса было направлено на воспитание у детей уважения и интереса к истории своей семьи.
Спортивные досуги «Сильные, смелые, ловкие!», «Буду в армии служить, буду Родину любить!», «Военные учения» создавали атмосферу доброжелательности в дружеском состязании, показывали значимость и необходимость развития таких физических качеств, как сила, выносливость, необходимых в будущем для службы в армии.
Празднование Дня защитника Отечества воспитывает у детей патриотические чувства – любовь к Родине, гордость за своих военнослужащих родителей.
Такие русские народные праздники как «Колядки» и «Масленица» стали в нашем саду традиционными. Знание истории таких праздников способствует уважительному отношению к истории русского народа.
Праздники мам и пап доставили много радости всем присутствующим, дети нежно признались в своих песнях, стихах и танцах в любви к своим мамам, бабушкам, папам и дедушкам. Папы и мамы с большим удовольствием играли с детьми. Этот день получился удивительно светлым и «по-весеннему» теплым.
День Пожарного – мероприятие с участием представителей МЧС также стало традиционным в нашем саду. Оно формирует у детей интерес к профессиям, требующим мужества и героизма.
Наш проект не окончен. Впереди еще много мероприятий посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все они помогут нам в воспитании маленьких патриотов.
Заключение.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Мы рекомендуем применять метод проектов в своей работе всем педагогам дошкольных учреждений и предлагаем важные советы при работе над ним:
1. Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-развивающую среду.
2. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
3. Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
4. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
5. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
6. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
7. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
8. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
9. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
10. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его со всеми участниками.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.