I. Кіріспе бөлім. | Проблемная ситуация – Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. – О каком доме я говорю? (Лес) – Мы будем путешествовать по лесу. - А вы знаете, что растёт в лесу. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называется? Для этого надо побывать в лесу и посмотреть есть ли там этажи. Но лес от нашего детского сада далеко, поэтому мы отправимся в него не по-настоящему, а как в сказке. | Отгадывают загадку. Собираются отправится в лес по картинкам на доске |
II. Негізгі бөлім Физкультминутка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, И за парту нас сажает. | Игра: «Рассуждалки» /воспитатель обращает внимание на модель/ - Как вы думаете, кто главный житель леса? - Правильно ребята, главные жители леса – деревья. Лес без деревьев быть не может. Их много, они разные. - Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна – самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? /ель, пихта/. Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их /берёза, рябина, осина/. Между деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? /малина, шиповник, смородина/. В лесу ещё растут низкорослые кустарнички /черника, брусника/. Кто ел из вас ягоды черники, брусники? Что же растёт под кустарничками? /трава, мох, грибы/. – Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу? – Неодинаково, этажами. – Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус? Физминутка - Тогда давайте попробуем расселить их в лесном доме. 1. И так кто будет занимать верхний этаж? (деревья)- Это светолюбивые растения. ( ель, сосна, пихта, дуб, клён, берёза, осина) 2. На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете –это …? (кустарники – шиповник, малина, черемуха, смородина ) - Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. 3. - На нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения. Это кустарнички и травы (кустарнички -брусника, черника, земляника. Травы-подорожник, осока, цветы). 4. На самом нижнем этаже - мхи и лишайники, грибы. 5.- У каждого дома есть фундамент – основание, на котором дом держится. Он находится под землёй. У леса, что является фундаментом? (корни растений)
Игра ТРИЗ «Лес хорошо - плохо?» + дает древесину для построек домов лекарственные травы грибы и ягода чистый воздух радость от пения птиц отдых в лесу лес защищает поля и луга от ветра | - Пожар в лесу Можно заблудиться Встретить опасного зверя Попасть в болото Ядовитые ягоды и грибы | Опыт: «С деревом». Мақсаты: познакомить, что дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах. Закрепить алгоритм «Чего не следует делать в лесу» Составление коллажа «Ярусы леса»
| Дети рассуждают, отвечают на вопросы Рассматривают деревья – называют их, Кустарники и их название Распределяют растения по высоте – Распределяют растения по этажности 1 ярус – этаж 2 – этаж 3 этаж 4 этаж Распределяют картинки на плохо- хорошо Сравнивают дерево с резиной, тканью и железом. Делают выводы. Работают по алгоритмам и запоминают правила поведения в лесу. Наклеивают коллаж |