Используемое оборудование: магнитофон, аудиозапись с песней В. Шаинского «Пропала собака»; мультимедийный проектор.
Словарная работа: сигнальные слова – внимание, помогите, найдите, уважаемые друзья, жители города Электрогорска.
Предварительная работа.
Развивающая среда.
Рассматривание самостоятельно картин, чтение стихов, рассказов, слушание песен о домашних животных.
Упражнения по описанию любимой игрушки, предметов, животных, людей.
Упражнение «Внимание! Потерялся ребёнок!».
Упражнение – игра « Кто что делает?», «Кто больше назовёт действий?»
Составление рассказов по плану.
Творческое рассказывание детьми.
Работа с родителями. Задание: помочь ребёнку рассказать, описать домашнего питомца.
НОД. Организационный момент
Воспитатель: Дети, вы хотите поиграть?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда вставайте в круг и поиграем в игру «Назовите домашнее животное» (игра проводиться с мячом).
А сейчас садитесь на свои места.
Ребята скажите, у кого дома есть домашние животные? Расскажите о них, пожалуйста. (Рассказы 3-4 детей). Молодцы! Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Кто ещё не успел рассказать о своём питомце, попробует его описать, а другие ребята угадают, о ком идёт речь. Кто догадается, поднимет руку (3 ребёнка описывают, другие отгадывают).
Молодцы! Ребята, в моём подъезде у мальчика Вовы потерялся щенок по кличке Басик. Он его долго искал, но так и не нашёл. Дети, может, мы сумеем ему помочь? Скажите, как можно найти щенка?
Дети: Можно спросить у прохожих, не видели они щенка? Повесить объявление, написать в газету, объявить по телевизору и радио.
Воспитатель: Хорошие идеи! А как же правильно составить объявление, что бы люди обратили на него внимание? Мне кажется, что сначала надо заинтересовать людей специальными сигнальными словами. Какими, ребята?
Дети: Внимание! Помогите! Объявление! Найдите! И т. д
Воспитатель: Дальше надо обратиться к читателям, слушателям, жителям, зрителям. Как можно это сделать, какими словами?
Дети: Уважаемые жители города, друзья, уважаемые зрители, уважаемые слушатели…..
Воспитатель: Теперь нужно объявить о том, что случилось.
Дети: У Вовы потерялся щенок. Помогите найти щенка! Кто видел щенка? Потерялся щенок….
Воспитатель: Хорошо. А как читатели узнают, какой именно потерялся щенок, их много на улице можно встретить?
Дети: Надо вставить в объявление фотографию.
Воспитатель: Конечно, если объявление по телевидению покажут или опубликуют в газете на домах и доске объявлений приклеить, то можно вставить фотографию, а если объявление по радио зачитают?
Дети: Надо описать щенка словами.
Воспитатель: Правильно. Вот Вова передал фотографию своего Басика. Вам надо рассказать, описать щенка вот по такому плану, или по карточке-модулю. (Включается мультимедийный экран, где появляется изображение щенка, а под ним схема – модуль.) Дети составляют описательный рассказ по схеме.
(Заслушиваем 3 – 4 детей).
Физкультминутка
Собираю детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне ребята
Как в дому живут зверята?
Как щеночек просыпается,
Как котёнок умывается,
Как крольчонок поскакал,
Как хомячок побежал,
Как телёнок и корова
На лужайке травку рвут.
Только морская свинка спит
Просыпаться не спешит.
Воспитатель: А теперь поспешите сделать кружок. Ребята, вы видели взрослых собак, щенков? Давайте вспомним, как они себя ведут. И ответим на вопрос: «Что может сделать собака и щенок?» Кому я дам игрушку – собачку, тот назовёт одно её действие и передаёт другому.
Ответы детей: Играть, бегать, ходить, кусать, грызть, смотреть, лаять, лизать, скулить, выть, сторожить, вилять хвостом, выполнять команды и т.д.
Воспитатель: Молоды! А теперь скажите, что надо сделать тому, кто найдёт щенка? Куда ему обратиться?
Дети: Нужно оставить свой адрес и телефон.
Воспитатель: Правильно. Давайте мы напишем адрес нашего детского сада. Кто знает адрес нашего детского сада?
Дети называют адрес, если не правильно воспитатель поправляет.
Воспитатель: И так, мы составили с вами объявление, и нам нужно объявить его по радио. Объявление по радио читает диктор. Кто хочет стать диктором?
Ребёнок: Объявление:
Внимание! Уважаемые жители Электрогорск! Потерялся щенок. Он маленький, весь чёрненький, грудка серая, ушки чёрненькие, висячие. Глазки блестящие, коричневые, носик чёрный. Откликается на кличку Басик. Кто найдёт щенка, пожалуйста, обращайтесь по адресу: г. Электрогорск, улица Советская, дом 40»А», детский сад «Светлячок», подготовительная группа №2.
Воспитатель: Молодец! Кто ещё хочет стать диктором? (Заслушивает несколько детей).
Итог: Ребята, скажите, что мы с вами делали? Что вам понравилось? Как вы думаете, умение составлять объявление, поможет вам в будущем? В какой ситуации?
Дети: Да, поможет. (Ответы детей).
Потерялись ключи, документы, кошелёк с деньгами и т.д.
Воспитатель: Спасибо большое, вы очень помогли Вове. Я отнесу текст объявления в нашу газету. И уверена, что Басик найдётся. Ребята, такое случается в жизни, что теряются наши любимые питомцы. О своих таких историях слагаются стихи, а композиторы подбирают музыку к словам и получается песня. Давайте послушаем песню на слова А. Лямм, музыка В.Шаинского «Пропала собака». (В это время дети просматривают презентацию на широком экране)
Литература:
1 .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Е. Н.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика – синтез.
3 . Занятия по развитию речи. В подготовительной к школе группе детского сада. В.В.Гербова. Издательство Мозаика – синтез 2012г.