План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это, прежде всего, целеполагание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование в работе воспитателя ДОУ»
Планирование в работе воспитателя ДОУ
В настоящее время установлены следующие виды педагогического планирования в ДОУ:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.
Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.
При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.
Документацию воспитателя
Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую:
Обязательная документация по организации воспитательно- образовательного процесса включает в себя:
календарный план воспитательно-образовательной работы,
табель посещаемости детей.
Рекомендуемая документация по организации воспитательно - образовательного процесса включает в себя:
1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп. 1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ. 1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке. 1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2. Общие сведения о группе:
2.1. Список детей
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках). 2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей). 2.5. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год. 3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем). 3.3. Перспективное планирование по разделам программы. 3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы. 3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование:
позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности,
сосредоточить внимание на главных задачах,
добиться экономичного функционирования
облегчить контроль.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это, прежде всего, целеполагание.
Целеполагание
умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;
умение правильно устанавливать цели и достигать их.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки.
План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования.
Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы.
Календарный плансоставляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.
Планирование ведется на основе программы и, реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования.
Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.
Планы должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).
Технология разработки воспитательно-образовательного плана
Общий алгоритм — канва.
Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
Учитывать степень усложнения материала (нельзя ФЭМП сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Структура и содержание воспитательно образовательного плана
Титульный лист
Список детей группы
План работы с родителями
Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Планирование индивидуальной деятельности с детьми
Планирование самостоятельной деятельности детей
Планирование гимнастик
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
родительские собрания,
консультации (индивидуальные, групповые),
семинары-практикумы,
тематические выставки,
эпизодические беседы с родителями,
клубы по интересам,
совместные праздники,
развлечения и досуги,
анкетирование,
родительские посиделки,
экскурсии,
туристические походы,
участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Утренний отрезок времени.
Прогулка.
Вечерняя прогулка.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).
Перечислим основные «необходимости» каждого дня:
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения, развивающие игры;
творческие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
труд (различные виды);
художественно-продуктивная деятельность;
музыка;
познавательная пятиминутка.
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Утренний прием
По содержанию утренний отрезок времени включает:
игровую деятельность,
беседы с детьми,
рассматривание предметов и иллюстраций,
короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Планирование прогулки
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Наблюдения.
Виды наблюдений:
Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
Наблюдения за транспортом.
Наблюдения за живым объектом.
Наблюдения за трудом взрослых
Планирование работы по развитию движений на прогулке
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры.
Индивидуальная работа по физвоспитанию.
Спортивные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Элементарная трудовая деятельность.
Она может быть двух видов:
Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Экспериментальная деятельность.
Существует четыре вида прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
Спортивная (соревнования, эстафеты).
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
уборку групповой комнаты;
ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:
кукольный, настольный, теневой театры;
концерты;
спортивные, музыкальные и литературные досуги;
слушание аудиокассет и многое другое.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.