Просмотр содержимого документа
««Планирование труда дошкольников»»
«Планирование труда дошкольников»
Главная роль в организации труда дошкольника принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.
Педагогический процесс требует системности, собранности, целеустремленности.
Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.
При планировании важно отметить следующие моменты: 1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы; 6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Общаясь с детьми повсеместно, давая им поручения, привлекая к самообслуживанию, воспитатель видит, кто из детей какими навыками владеет, чего им недостает.
Педагог хорошо знает, какой ребенок постоянно отказывается от работы, кто нуждается в помощи или надеется на опеку, у кого обнаруживается большая активность, самостоятельность, интерес к труду.
Эти и другие проявления в труде позволяют педагогу определить уровень развития трудовой деятельности каждого воспитанника и группы детей в целом.
Содержание труда дошкольников определяется образовательной программой, по которой работает ДОУ. К ее реализации воспитатель подходит постепенно.
ПРИМЕР:
Задача по обучению младших детей умыванию может быть сформулирована так: умываться — это мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. Из перечня этих уже более конкретных трудовых задач воспитатель берет сначала одну, например мыть руки. В плане он должен не написать: «Учить детей мыть руки», а попытаться детализировать приемы, овладение которыми позволит малышу в конечном итоге выполнить требование «мыть руки». Значит, педагогу важно предусмотреть, какие конкретные действия должен совершить ребенок в процессе мытья рук.
Планируя работу по трудовому воспитанию в любой возрастной, педагог должен взять конкретный объем труда, наметить одну частную задачу (или 2—3, если речь идет о совершенствовании, закреплении действий, об упражнении в нем).
ПРИМЕР:
Младшая группа в начале года: «Учить детей во время мытья рук, делать кругообразные движения кистями рук. Добиваться того, чтобы руки были вымыты с обеих сторон». Или: «Показать Славе, как следует намыливать руки»; «Напомнить Нине, что перед мытьем рук нужно завернуть рукава, чтобы их не намочить. Показать, как это делать».
Младшая группа, спустя 2–3 месяца: «Учить детей правильно мыть руки: завертывать рукава, намыливать руки до образования пены, мыть руки с тыльной и внутренней стороны». Или: «Напомнить Вове, что нужно мыть не только ладони, но и наружную сторону кистей рук. Показать, как это делать, учить мальчика правильно мыть
В работе с детьми среднего возраста воспитатель ставит более сложные задачи: «Учить ребят умываться самостоятельно, тщательно выполняя каждое действие». Или: «Воспитывать у детей умение умываться чисто, соблюдать аккуратность при пользовании водой (не лить на пол, не брызгать на стены)».
Старшие дошкольники уже достаточно прочно владеют навыками умывания. Учитывая это, воспитатель намечает такое содержание работы: «Закреплять умение быть самостоятельными в процессе умывания, желание делать все быстро и хорошо», «Напомнить Жене о том, чтобы тщательно мыл пальцы рук. Воспитывать бережное отношение к труду прачки».
Сравнивая приведенные примеры планирования, легко увидеть, как постепенно изменяется трудовая задача, а вместе с нею и содержание плана воспитателя.
При планировании, помимо указания цели (трудовой задачи), педагог отмечает, на что надо обратить внимание в процессе ее реализации ребенком (или детьми), учитывает образовательные и воспитательные задачи, осуществляемые в ходе выполнения трудовой цели.
Прежде всего, воспитатель планирует задачу по обучению детей трудовым навыкам: навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда, труда по уходу за животными и растениями, например: «Предложить Косте и Наде подвязать фасоль на грядке. Показать, как это делать, формировать соответствующие навыки».
Воспитание побуждающих мотивов трудовой деятельности — это один из главных моментов подготовки дошкольников к общественно значимому труду.
Знание мотивов, под влиянием которых включаются в работу малыши или более старшие дети, а также удерживается их внимание к трудовой деятельности в течение определенного времени, необходимо для выполнения той или иной трудовой задачи, достижения результатов.
Воспитатель должен постоянно отмечать в плане, какие мотивы он будет создавать и формировать.
ПРИМЕР:
В плане: «Привлечь к раздаче ложек Виталика. Похвалить за то, что помог няне в сервировке стола».
Или: «Предложить Жене сделать для малышей своей группы вертушки. Воспитывать желание и умение трудиться для других».
В процессе выполнения индивидуальных поручений, ребенок все делает сам от начала до конца, не вступая в контакт с другими детьми. Воспитатель должен учитывать эту возможность для формирования определенных личностных качеств, для обучения приемам трудовой деятельности, навыкам ее планирования и организации.
ПРИМЕР:
В плане конкретные задачи: «Поручить Сереже (старший дошкольник) срезать к обеду зеленый лук. Показать, как это делать. Воспитывать аккуратность в работе. Вместе с Виталиком (младший дошкольник) протереть листья фикуса. Показать ему прием протирания крупного кожистого листа. Приучать к трудовому усилию».
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений.
Все эти воспитательно-образовательные моменты должны стать предметом внимания воспитателя при планировании конкретных задач.
Большое внимание следует уделить планированию работы по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых.Необходимо намечать такие задачи:
воспитывать интерес к труду взрослых;
воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда;
Педагог может планировать примерно так: «Обратить внимание малышей на трудовые действия няни (что она делает), на качество выполняемых действий. Воспитывать интерес к труду няни».
Следует планомерно осуществлять работу по воспитанию положительных отношений между детьми в процессе труда, умений работать дружно и согласованно, проявлять заботу о товарище, направлять усилия на общее дело, прислушиваться к советам и замечаниям сверстника.
ПРИМЕР:
В плане сформулировать так: «Принять участие в труде по уборке групповой комнаты. Показать детям, как нужно проявлять внимание к работающим рядом, в чем оно может быть выражено.
Учить детей справедливо оценивать работу товарищей, стараться рассказывать о том, что им удалось, что достигнуто.
Трудовое воспитание осуществляется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении.
Это позволяет педагогу планировать работу по трудовому воспитанию в разное время дня:
в утренние часы до завтрака,
на прогулке,
вечернее время (после дневного сна).
Воспитатель должен не менее 2–3 раз в день фиксировать внимание на трудовом воспитании и планировать свою работу на неделю. Ежедневно планируется трудовая деятельность детей на прогулке в разное время года.
ПРИМЕР НА ПРОГУЛКЕ:
Дети младшей группы принимают участие в посадке лука, гороха, поливке гряд и клумб с цветами, собирают урожай на своих грядках.
Осенью они:
собирают и сгребают опавшие листья.
собирают для игр желуди, листья;
помогают воспитателю собрать песок в песочном дворике после игры.
В зимнее время сгребают снег лопатками на дорожке, помогают подкармливать птиц.
Более разнообразным становится содержание трудовой деятельности детей пятого года жизни на участке.
Воспитатель может намечать такую работу:
подбирать букеты из осенних цветов и листьев,
собирать семена цветов (на клумбах),
подкармливать птиц;
расчищать от снега кормушки или стол;
собирать граблями сухую прошлогоднюю траву.
Детей привлекают к посеву крупных семян цветов и овощей (огурцы, свекла, редис, ноготки), поливка лука, редиса.
Дети принимают участие в сборе овощей, фруктов, пересадке с клумб астр, в сборе сухих листьев на участке.
Зимой сгребают снег под деревья; расчищают от снега площадку для игр; посыпают дорожки песком; расчищают от снега ледовые дорожки.
Весной работа детей на огороде и в цветнике.
Для детей старшего дошкольного возраста воспитатель планирует более сложные виды работ, в основном в форме коллективного труда.
Осенью дети собирают семена цветов, листья для гербария, готовят огород к следующему году (сгребание сора, листьев, ботвы), заготовке земли для выращивания растений в уголке природы зимой, развешивание кормушек для птиц.
Весной дети раскидывают снег, чтобы быстрее растаял, прокапывают канавки для ручейков. Работа по высаживанию рассады на грядки.
Летом детей подвязывают стебли помидоров, гороха, собирают урожай фруктов и ягод в саду. Прополка сорняков в цветнике и на огороде.
Все этивиды трудапланируются во время дневной прогулки.
Но иногда работа должна проводиться в вечернее время.
ПРИМЕР:
Поливка огорода, цветника (во время вечерней прогулки).
Один раз в неделю воспитатель планирует для детей 6–7 лет коллективную уборку групповой комнаты.
Эпизодическое планирование охватывает практически все формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд.
Это дает возможность решать разнообразные задачи трудового обучения и воспитания.
Педагог должен помнить о своеобразии каждой из форм, в которых труд может быть организован, и в связи с этим намечать специальные задачи.
Организация всех видов дежурств, связывается с совершенствованием трудовой деятельности детей, развитием навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также формированием общественных мотивов труда.
ПРИМЕР:
В план: «Проследить за работой дежурных по подготовке к занятиям, оценить ее. Подчеркнуть, что дети сделали верно, вселить уверенность, вызвать стремление к самостоятельности». Или: «Привлечь внимание к деятельности дежурных по столовой, показать пользу и необходимость их труда для всех. Воспитывать у малышей желание быть дежурными».
Дежурство предполагает участие нескольких детей и может строиться как труд рядом, общий и совместный труд.
При планировании коллективных видов труда предусматриваются задачи воспитания:
взаимопомощи,
взаимной требовательности,
взаимной ответственности,
товарищеских взаимоотношений детей,
деловитость,
упорство в достижении цели,
трудолюбие,
самостоятельность.
Ручной и хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста, труд в природе воспитатель планирует и организует по-разному, прежде всего выявляя желающих:
«Кто хочет помочь малышам одеться?»;
«Кто хочет вместе со мной подготовить все необходимое для занятия по аппликации на завтра?»
Но чаще труд планируется с определенной целью – вовлечь некоторых детей в организованную деятельностьиз воспитательных соображений.
ПРИМЕР:
«Предложить Кате навести порядок в сарайчике, где хранится садовое оборудование, вынести и просушить ведра, лейки, очистить от земли лопаты, весь инвентарь разложить на определенные места. Добиваться аккуратности, тщательности в работе, ответственного отношения к делу».
Планирование не должно быть жестким, поскольку оно будет ограничивать возможности детей в свободное и удобное время принять участие в труде с интересующим их материалом.
Как следует планировать эту работу с детьми по ручному труду?
Примерно 2–3 раза в неделю с небольшой подгруппой детей (3–6) в часы после дневного сна, когда остальные заняты самостоятельной деятельностью, игрой, например: «Привлечь детей к изготовлению коробок для природного материала. Добиваться аккуратности. Воспитывать желание делать необходимые для работы вещи».
Или: «Организовать работу нескольких детей по изготовлению предметов для игры в «кафе»: оформить аппликацией из ткани фартуки и кокошники для «официанток». Обратить внимание на то, чтобы Наташа и Лена доводили работу до конца».
Эпизодически нужно планировать беседу с детьми о том, как они сегодня (вчера) трудились (какая работа была более интересной и почему, дружно, слаженно ли работали, помогали ли, какого результата добились, какую пользу своим трудом принесли окружающим).
В плане нужно предусматривать совместную работу взрослых и детей по подготовке атрибутов для игры, по подготовке материалов для занятий. При планировании совместной работы детей со взрослыми, надо намечать конкретные формы участия воспитателя в этой деятельности (участника, советчика, помощника, организатора).
Требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:
1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в саду, совместный труд взрослых и детей).
Планируется и проводится один раз в неделю.
2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (поручения).
Труд планируется либо эпизодически, либо каждый день.
3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.