«Письма королевы МАТЕМАТИКИ»: занятия в старшей группе.
Н.В.Стародубец воспитатель
КГКП №21 «Кішкентай данышпандар
ресурсты орталы?ы» г.Экибастуз
Програмное содержание:сравнивать предметы по высоте, записывать результат сравнения. Уточнить знания о прямым и обратном счете, знание о геометрических фигурах с использованием карт Дьениша. Продолжать учить решать примеры с неизвестным числом в пределах десяти. Упражнять выполнять задание при помощи модели, ориентироваться по модели плана, развивать у детей логическое мышление, внимание, умение рассуждать, доказывать. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Демонстрационный материал: Письма, геометрические фигуры, фотографии, модель - картинки, планкарта, модель занятия.
Раздаточный материал: Листы для сравнения, конверты с блоками Дьениша, карточки с примерами, листы для решения логических задач, ручка.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письма от королевы всех наук – Математики. Наверное, она хочет пригласить нас к себе в королевство. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу вас проверить. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?
- Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Какие еще части суток вы знаете?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Чем измеряют время?
- Чем измеряют вес?
Воспитатель. Молодцы, много вы уже знаете, садитесь за столы и давайте посмотрим на письма, которые прислала королева Математики. Посмотрите внимательно и скажите, сколько писем принес почтальон. (ответы детей).
Воспитатель. Правильно почтальон принес 5писем и все они разного цвета. Давайте откроем первое письмо, какого оно цвета (красное)?
Воспитатель. Королева Математики пишет нам в своем письме, что ждет нас к себе в гости, но путь туда долог и труден и нам надо будет выполнить несколько заданий.
Вот первое из них:
Королева прислала нам фотографии своих друзей. Друзей зовут Миша, Алеша, Рома.
Рома выше Миши, но ниже Алеши (дети сравнивают и записывают результаты)
М А Р
Кто самый высокий?
Кто самый низкий?
Где стоит Алеша?
Кто стоит слева от Миши?
Давайте определим на фотографии имена мальчиков.
Воспитатель. Следующее задание в письме, которое расположено между синим и белым конвертом. Какой это конверт? (желтый)
Воспитатель. Здесь задания на листочках (карточках). Чтение схем (Блоки Дьенеша)
Задания по уровням. (дети выполняют задания)
1 уровень.
К М С М К Б
( красный маленький, синий маленький, красный большой)
2 уровень
Ж К Б С К М Ж С М
(не желтый, не красный, не большой)
(не синий, не красный, не маленький)
(не желтый, не синий, не маленький)
3 уровень
Ж К М К С М
( не ,не , не ,не желтый, не красный, не маленький
не , не , не , не красный, не синий, не маленький).
Воспитатель. А сейчас давайте отдохнем.
Физ.минутка
- прошагай - приседай Ну, а если дружок- выполняй скорей прыжок.
Воспитатель. Давайте посмотрим следующее письмо. Какой конверт расположен справа от конверта с цифрой 4 (синий с цифрой 3).
Воспитатель. Королева Математики прислала нам модель времени года. Давайте выполним задание. (дети выполняют задание).
Задание по уровням.
1 уровень
Что делаем зимой, весной, летом, осенью?
2 уровень
Разложи картинки последовательно.
3 уровень
Выбери предметы для каждого времени года.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием справились.
Давайте посмотрим, что в следующем письме. Следующее письмо у нас белого цвета. Какая цифра на синем конверте? (4)
Воспитатель. В этом письме королева сообщает, что мы уже совсем близко от ее замка, и она предлагает нам решить примеры (дети выполняют задания по уровням).
1 уровень
8 - 7 = 8 - = 9 - = 6
2 уровень
6 – 3 = 3 + = 6 5 + = 7
3 уровень
(7 – 3) = + 3 = (2+2) = - 1 =
Воспитатель. У нас осталось одно письмо, как про него можно сказать, какое оно? (зеленое, пятое, последнее)
Воспитатель. Королева Математики предлагает нам решить логическую задачу.
Мальчики Миша, Алеша, Рома сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблоки, кто-то груши, кто- то сливы. Что сажал каждый мальчик, если Миша не сажал яблоки, Алеша не сажал груши и сливы, а Рома не сажал яблоки и груши?
Дети выполняют задание.
Я Г С
Миша - + +
Алеша + - -
Рома - - +
Воспитатель. Задание выполнили успешно. Молодцы. А еще в этом письме королева Математики сообщает что приготовила для вас сюрприз и высылает вам модель плана по которому вы сможете найти этот сюрприз. (с помощью модели плана дети находят шкатулку с сюрпризом).
Воспитатель. Ребята шкатулку откроем тогда, когда вы ответите, чем мы сегодня занимались (ответы детей по модели).
К.С.Б
?
Воспитатель. Какие у вас были затруднения?
Воспитатель. А сейчас положите головки на стол, закройте глаза (воспитатель включает музыку, раздает маленькие пятерки и делает анализ).
Все сегодня молодцы, хорошо занимались, и королева Математики передала вам свои сюрпризы.